Региональные власти задолжали пригородным перевозчикам 9,6 млрд рублей

Регионы не хотят платить, перевозчики терпят убытки, а пассажиры в скором времени начнут опаздывать на работу, так как число электричек может сократиться.

Дело дошло до того, что железнодорожники намерены подать иски в суд к восьми регионам с требованиями возместить убытки пригородным пассажирским компаниям за перевозку пассажиров в прошлом году. А всего среди должников 30 регионов. И все они рискуют получить повестку в арбитраж, сообщил "Российской газете" источник в РЖД.

До этого глава компании Владимир Якунин называл размер убытков от пригородных перевозок в прошлом году - 9,6 миллиарда рублей. И это несмотря на то, что из федерального бюджета было выделено 25 миллиарда рублей, чтобы покрыть расходы перевозчиков на использование железнодорожных путей. С прошлого года, напомним, финансирование пригородных перевозок передано регионам. Но некоторые из них в своих бюджетах даже не заложили такую статью расходов.

Впрочем, эксперты не склонны винить в этом только местные власти, поскольку до сих пор нет общеобязательных "правил игры", регламентирующих всю совокупность отношений в сфере пригородных железнодорожных перевозок.

Как отмечает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян, принятие федерального закона "Об организации регулярных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении" позволит нормализовать текущую ситуацию. В нем должны быть определены сферы ответственности, права и обязанности всех участников рынка (РЖД, федеральные и региональные органы власти, пригородные пассажирские компании). Он также считает, что нужно вводить четкие стандарты качества пригородных перевозок. Сейчас в нормативной базе отсутствуют какие-либо минимальные стандарты обеспечения комфорта для пассажиров пригородных поездов.

В мае минэкономразвития обещает закончить работу над Концепцией развития пригородных перевозок. И как раз там должна быть прописана возможность формирования регионального заказа на пригородные перевозки с учетом оптимального соотношения всех видов транспорта, определения параметров мобильности населения и доли общественного транспорта на 5-30 лет. При этом железнодорожники предлагают оставить "нулевой" тариф за доступ к инфраструктуре для пригородных перевозчиков и компенсировать его из федерального бюджета.

Если говорить о стоимости проезда, то предлагается сохранить расчет по зонам. Но регионы, которые будут устанавливать тарифы на проезд, должны советоваться с перевозчиком при продаже абонементов или скидок "выходного дня". Что касается школьников, то компенсировать их проезд регионы должны из своих бюджетов, как и других региональных льготников. По военнослужащим соглашения о компенсации должны быть заключены между перевозчиками и минобороны. Федеральные льготники будут финансироваться через минздравсоцразвития согласно госзаказу.

Но чтобы получить эти деньги, пригородным компаниям нужно выиграть тендер, условия которого будут определять регионы. Например, смогут предложить на конкурс выгодный маршрут и дать в нагрузку парочку убыточных.

Кстати

Билет на электричку к концу 2012 года можно будет купить из дома через Интернет, заплатив электронными деньгами. А сам бланк билета распечать или скачать его изображение в телефон, чтобы контролер или устройство на турникете могли считать его штрих-код, сообщили в РЖД. В планах и оборудование всех пригородных перронов турникетами для входа и выхода. Кроме того, в 2013 году в Московском регионе будет введена единая форма билета для всего общественного транспорта, как для метро, так и на электричку.