Росприроднадзор установит нормативы сбросов загрязняющих веществ

Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ)

В этом году заработал Закон "О водоснабжении и водоотведении". Предприятия ВКХ в соответствии с ним фактически стали называться "гарантирующими организациями", если такая компания одна на территории. В случае, если их несколько, они должны выбираться решением органа местного самоуправления, а также обязаны заключать договора на коммунальные услуги холодного водоснабжения и/или водоотведения с любым лицом, чьи объекты подключены к централизованным системам ВКХ.

Закон вводит новую систему построения договорных отношений гарантирующей организации с абонентами и транзитными организациями. Абоненты, подключенные к централизованной системе, заключают договор с гарантирующей организацией независимо от того, к чьим сетям (по принадлежности) они непосредственно подсоединены. Поскольку гарантирующая организация несет ответственность за всю систему в целом и уже сама заключает договор с транзитными организациями. Однако не урегулирован вопрос с организациями, эксплуатирующими отдельные объекты системы (не являющиеся сетями) и выполняющими один из этапов процесса водоснабжения или водоотведения. Наиболее остро эта проблема стоит на предприятиях, осуществляющих очистку сточных вод, эксплуатирующих комплексы очистных сооружений и не обслуживающих канализационные сети. Кроме крупных промышленных абонентов (с которыми данные организации имеют отдельные договоры) они через сети других организаций ВКХ и по договору с ними предоставляют услуги по очистке сточных вод населению города, не имея прямых договоров с УК, ТСЖ и др.

Введение института гарантирующей организации подразумевает два возможных варианта дальнейшего функционирования организаций. Первый - гарантирующая организация по водоотведению заключает договоры со всеми абонентами напрямую. Второй - организация ВКХ функционирует в обычном режиме, но такое положение делает практически невозможным контроль над составом и свойствами стоков крупных абонентов из-за отсутствия прямого договора с ними. При этом законом не предусмотрен отдельный тариф на очистку сточных вод, поэтому как на практике будет выделяться этот тариф в отдельный, пока сказать трудно.

Объекты ВКХ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в частную собственность, за исключением случаев приватизации, указанных в статье 9 закона (вступила в силу с 1 января 2012 года), но эта статья не предусматривает такого способа приватизации, как внесение в уставный капитал хозяйственных обществ, что блокирует дальнейшую деятельность хозяйственных обществ, образованных в результате приватизации.

Закон ввел двухканальную систему отношений по вопросу сброса загрязняющих веществ в централизованные системы канализации, разделив вопросы сброса загрязняющих веществ и нанесения ущерба окружающей среде и вопросы защиты сооружений и персонала централизованных систем водоотведения от негативного воздействия. Платежи за сброс загрязняющих веществ абоненты теперь будут вноситьнапрямую в бюджет. Для экологически опасных абонентов Росприроднадзор установит нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Однако закон не смог решить основную существующую проблему экологического нормирования, связанную с тем, что нормативы на сброс сточных вод в водные объекты по многим показателям жестче нормативов для питьевой воды.

Поскольку проектная документация большинства городских очистных сооружений канализации не предусматривает удаления многих загрязняющих веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов, то это потребует ужесточения и без того малодоступных нормативов для абонентов в 5-10 раз. Кроме того, закон предписывает организациям ВКХ контролировать содержание нормируемых показателей абонентов, но не предусматривает порядка компенсации затрат на эту работу. Наряду с платежами в бюджет со стороны абонентов закон предусматривает компенсацию предприятиям ВКХ, осуществляющим централизованное водоотведение, расходов, связанных с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения. Размер и порядок компенсации должны устанавливать Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемые правительством. Этот документ будет разработан взамен Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ.

Основные потребители услуг водоснабжения и водоотведения (канализации), %