Более половины предпринимателей, занятых в пищевой отрасли, видят в производстве продуктов здорового питания и развитии сектора фермерских продуктов большие возможности для развития бизнеса в России. Расширение линейки замороженных продуктов кажется перспективным только 15% опрошенных.
Такие данные получены в результате международного исследования, проведенного компанией "Грант Торнтон". Развитие направления производства экологически чистых продуктов считают перспективным 65% опрошенных в России и 41% в среднем по всему миру. Проведенный этой же компанией опрос среди участников международной выставки World Food Moscow 2011, показал, что для 53% респондентов переход на здоровое питание кажется наиболее перспективной тенденцией. Развитие сектора фермерской торговли назвали перспективным также 53% опрошенных.
"В России значительная часть потребителей всегда была привержена культуре потребления здоровой еды и fast food не имел широкого распространения. В силу этого сложилась традиция употреблять в пищу здоровые и, желательно, фермерские продукты. Это и позволяет бизнесменам предполагать, что за такого рода традицией - серьезная возможность для развития их бизнеса", - говорит директор по развитию "Грант Торнтон" в России Леонид Ланда.
По словам Виталия Березницкого, директора одного из крупнейших российских оптовых поставщиков, востребованность продуктов хорошего качества существовала всегда. "Потребитель и раньше стремился покупать продукты хорошего качества, но в силу объективных причин в постперестроечное время качество продуктов питания катастрофически ухудшилось, скатившись, на довольно низкий уровень, - пояснил эксперт. - В последнее время качество растет, но не теми темпами, как хотелось бы потребителю".
Наиболее эффективной мерой стимулирования производства продуктов питания и оборудования для сельского хозяйства и пищевой отрасли участники опроса назвали льготное кредитование (субсидирование процентных ставок). Немаловажными кажутся респондентам и налоговые льготы (их отметила почти половина опрошенных) и регулирование таможенных пошлин (более трети опрошенных).
В числе других факторов, влияющих на стимулирование производства в России, респонденты отметили необходимость ослабления коррупции, субсидирование инновационного производства и внедрение эффективных технологий.
"Большинство участников опроса, считающих, что доля импортной продукции преобладает на рынке, в качестве стимулирующей меры назвали не увеличение таможенных пошлин, что естественным образом упростило бы конкуренцию с иностранными компаниями, и даже не налоговые преференции, а льготное кредитование", - говорит директор отдела налогообложения "Грант Торнтон" в России Константин Цукерман. По его мнению, из этого можно сделать вывод, что производитель ориентирован не на административные, а на рыночные инструменты поддержки.
Данные, полученные в результате международного исследования, показали: большинство предпринимателей видят будущее сектора в производстве здоровой пищи, и лишь небольшая часть респондентов считают очень благоприятным для рынка производство замороженной еды.
Одним из первых предприятий, принципиально отказавшимся от использования в производстве любых заменителей мяса, в том числе сои, генно-модифицированных ингредиентов, стал комбинат "ВЕЛКОМ". Компания, которая появилась в 1992 году и заняла абсолютно свободную в нашей стране нишу производства натуральных продуктов из охлажденного мяса, состоящих целиком из натурального сырья, подвергала себя риску. "К счастью, у нас нашлись свои покупатели, которые понимали, что колбаса, в состав которой входит только мясо, соль и специи, не может стоить дешево, - отмечает Раиса Демина, генеральный директор "ВЕЛКОМ". - На сегодняшний день спрос на здоровую еду в нашей стране только зарождается, но мы видим, что с каждым годом число россиян, являющихся приверженцами натуральных продуктов, растет"