Телевизионный скандал затронул участника фестиваля "Дубль дв@"

Фестивальный конкурс подходит к концу. В нем участвуют 8 дебютных фильмов последних лет, снятых режиссерами разных поколений.

Победители конкурса определяются по результатам зрительского голосования: посмотрел фильм - нажал соответствующую "звездочку", поставив картине оценку от 1 до 10 баллов. Конечно, мы понимали, что голосованию в Интернете нельзя вполне доверять, но надеялись, что столь невинное занятие, как высказывание своего мнения о фильмах, вряд ли станет полем для злоупотреблений. Мы ошиблись.

Запалом к взрыву стал скандальный инцидент на передаче Первого канала "Закрытый показ", где ведущий Александр Гордон в крайне грубых выражениях напал на режиссера-дебютанта Вячеслава Златопольского, представившего дебютный фильм "Дом ветра". Гордон сулил ему волчий билет, говорил, что ему нечего делать в кино, а фильм характеризовал как пошлятину. Даже присутствовавшие в студии люди опешили от столь неадекватной реакции телеведущего на картину, уже удостоенную нескольких фестивальных наград и номинированную на "Золотого орла". До зрителей программа дошла в урезанном виде. Так, режиссер Алла Сурикова, которая была среди участников шоу, вступилась за фильм своего ученика и заодно напомнила ведущему об уровне его собственных режиссерских работ: после фильмов уровня "Огней притона" он вряд ли имеет моральное право столь грубо осуждать работы коллег. Этот фрагмент, понятно, был из эфирной версии удален. Разговор в студии шел на накаленных тонах, стенка шла на стенку, люди распалились так, словно речь шла не о кино, а о вечной проблеме "быть или не быть?": противоборствующие стороны уже явно ненавидели друг друга.

Для нас этот инцидент был примечателен тем, что в эти же дни "Дом ветра" шел на нашем Интернет-фестивале "Дубль два@" и уже успел получить много восторженных зрительских отзывов. Эти "ножницы" между восприятием кино массовой аудиторией и, условно говоря, "профессионалами" сами по себе заслуживали внимания - здесь линия, где прошел раскол между нашим кино - и публикой, между критикой - и теми самыми зрителями, для которых, по идее, и снимается кино.

Эти "ножницы" не остались не замеченными теми, кто был так или иначе вовлечен в телевизионный спор - или, скажем точнее, свару. Среди недругов фильма нашлась пара столь ожесточенных, что они решили делом доказать: "Дом ветра" не принимают не только Александр Гордон и его союзники, но и зрители. И фестивальный рейтинг фильма, к тому времени вплотную приблизившийся к отметке "9", вдруг круто пошел вниз. Это произошло так стремительно, что мы не могли не обратить внимание на необъяснимо резкое охлаждение публики к еще вчера горячо любимому фильму. Притом, что мини-рецензии на фильм шли по-прежнему взволнованные и благодарные.

Мы предприняли несложный анализ зрительских откликов. И обнаружилось, что в один прекрасный час с двух IP-адресов был отправлен массированный залп из 58 "колов". А вскоре подобный же залп повторился с третьего адреса. Учитывая, что из просмотревших картину на нашем фестивале голосует, как показал опыт, примерно пятая часть, массированная атака не могла пройти бесследно: один из лидеров конкурса стал катастрофически отставать, и распаленные противники фильма, судя по всему, уже предвкушали его позорный провал.

Но, как мы не учли коварство Интернета, так и они забыли о его прозрачности: "ничто не земле не проходит бесследно". Обнаружив прорехи в голосовании, мы приняли решение исключить из его результатов все массированные вливания "колов", равно как и массированные вливания "десяток", поступавшие с одних и тех же IP-адресов. Дальнейшая возможность голосовать с четырех таких адресов заблокирована.

Результат такой очистки результатов голосования от фальсификации тоже был ошеломляющ. До: "Дом ветра" - 286 голосов, средний балл - 7,6. После: 200 голосов, средний балл - 9,3. Согласитесь, сильно преуспели недруги "Дома", подложив под него столь весомую свинью.

Итак, мы столкнулись с беззастенчивой попыткой манипулировать голосами зрителей. С опасностью дискредитировать саму идею приза "зрительских симпатий”.

Поэтому голосование за уже прошедшие фильмы отключено. Идет дальнейшее исследование процесса голосования, дабы избежать таких эксцессов в остальных случаях. Отказываться от голосования не хотим: прямая связь со зрителями - главное достоинство Интернет-фестиваля. Но некоторые изменения в его регламент внесены.

У нас, как вы помните, припасено два приза. Один, как и прежде, будет присуждаться по результатам голосования. Судьбу второго решит наше жюри, и это будет Приз редакции "Российской газеты”. Определяя его обладателя, мы будем исходить из многих критериев: оценки фильма зрителями фестиваля, качество и содержательность его обсуждения в форуме (каков фильм - таковы и отклики), наконец, мнения членов редакционного коллектива о фильме-претенденте.

Так как для подведения итогов потребуется время, дальнейшее расписание фестиваля таково:

17 - 18 - 19  апреля (до 15 часов)  - "Бездельники". Реж. Андрей Зайцев.

18 - 19 - 20 апреля  (до 15 часов) - "Пыль". Реж. Сергей Лобан.

20 - 23 апреля на авансцене фестиваля - внеконкурсная программа "Дебюты мастеров": фильмы Вадима Абдрашитова, Николая Досталя, Андрея Кончаловского, Юрия Мамина, Владимира Меньшова, Александра Митты, Сергея Соловьева и Карена Шахназарова.

23 - 25 апреля - объявление итогов и призовой показ фильмов-победителей.