С 1 июля все госучреждения будут работать по законам рынка

Изменение статуса государственных и муниципальных учреждений пока не привело к сокращению бесплатных и росту платных услуг населению, не снизилось и качество услуг. К такому выводу пришли участники слушаний в Общественной палате РФ. И все же негативные последствия не исключены, предупреждают эксперты, причем для всех участников процесса.

С начала этого года частично вступил в силу так называемый 83-ФЗ - о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений, в соответствии с которым предусмотрено три типа таких учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Часть их уже определилась со своим новым статусом и перешла на новую систему финансирования - в соответствии с государственным заказом. Остальные должны войти в систему к 1 июля 2012 года.

Смысл в том, чтобы реформировать бюджетную сферу таким образом, чтобы сократить ее внутренние издержки и улучшить эффективность. Еще на этапе подготовки закона экспертное сообщество видело главную опасность в том, что госучреждения, поставленные в жесткие рыночные условия, начнут наращивать объемы платных услуг в ущерб бесплатным. Пока эти опасения не оправдались. Но, возможно, лишь потому, что прошло еще совсем немного времени.

Однако тревожные звонки уже поступают. Как сообщил на слушаниях председатель комиссии ОП по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Иосиф Дискин, в Дагестане в горах, "прикрываясь 83-ФЗ, начали резать фельдшерские пункты". В местах, где любая медицинская помощь - большая проблема, где даже фельдшеров можно по пальцам пересчитать, подобные шаги недопустимы. Под ударом, по словам Дискина, оказались и малокомплектные сельские школы. Добавим, что и в редакцию "Российской газеты" тоже поступают жалобы о закрытии "нерентабельных" медучреждений в сельской местности. Подобные решения принимаются региональными и муниципальными властями и диктуются исключительно экономическими соображениями.

В Москве все хосписы уже перевели в разряд казенных учреждений. Казенное отличается от автономного и бюджетного своей крайней несамостоятельностью. Например, они не могут получать благотворительную помощь, без которой им придется очень туго.

Вопрос: кому сделали лучше? А если казенное учреждение (не хоспис) заработало какие-то деньги, оно не может ими распоряжаться. Полученные средства зачисляются в соответствующий бюджет.

Всероссийский союз местного самоуправления и Агентство стратегических инициатив провели совместный опрос о том, как идет внедрение новой системы. Большинство респондентов сообщили, что население о реформе знает, качество услуг не ухудшилось. Но дело в том, что опрашивали чиновников, а отнюдь не население, которое этими услугами пользуется.

По мнению зампредседателя комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Бориса Альтшулера, необходимо ввести законодательную норму о проведении регулярных опросов населения по оценке качества социальных услуг. Причем делать это должны независимые эксперты. Именно так практикуют социально ориентированные страны - оценку госуслугам дает исключительно население, а не чиновники.

Но и чиновники сегодня зачастую не в состоянии оценить качество предоставляемых госучреждениями услуг. Практически все участники слушаний сошлись на том, что те критерии качества, которые сейчас заложены в нормативной базе, не выдерживают никакой критики. Например, количество двоек в классе не может быть критерием качества образования, убеждены преподаватели. А количество выданных книг в библиотеке федерального или регионального уровня не есть показатель хорошей или плохой работы библиотекарей.

Еще одна серьезная проблема - соотношение стоимости бесплатных (тех, что оплачиваются учредителем) и платных услуг. Например, сегодня в высшем образовании государство установило достаточно высокие стандарты и высокую планку стоимости образовательных услуг. Принимая студентов на коммерческие места, вуз должен установить плату не ниже государственного норматива (госзадания). Но далеко не каждый студент может осилить эти суммы. Значит, большая часть потенциальных студентов оказывается за бортом.