Впервые с момента создания в стране системы обязательного медицинского страхования федеральный фонд ОМС опубликовал официальный рейтинг компаний, работающих на этом рынке. Он должен наглядно продемонстрировать, насколько изменилась их деятельность за год работы в условиях нового закона об ОМС, поставившего перед страховщиками масштабную задачу защиты прав пациентов.
Правда, рядовому обладателю полиса ОМС крайне сложно разобраться в представленной на сайте фонда таблице. Без пояснения специалиста очевидно одно: на рынке страхования России сейчас работают 88 компаний, при этом несколько федеральных бизнес-структур курируют не менее четверти всех российских пациентов. Самая крупная страховая компания УрФО занимает в общероссийском рейтинге только 15 место, и на ее долю приходится 1,4 процента рынка (более 1,3 миллиона человек).
Тем не менее Уральский округ на общефедеральном фоне имеет свои особенности. Прежде всего благодаря Свердловской области - единственному в стране региону, где на конец 2011 года действовало аж 15 компаний, занимающихся обязательным медстрахованием. Это самый высокий показатель - на треть больше, чем у Москвы или Санкт-Петербурга, и вдвое - чем у соседей-челябинцев.
- На наш взгляд, такой результат связан с экономической развитостью региона, кроме того, местный рынок страхования региональные компании долго защищали, не давая возможности прийти на него федералам. Мы приветствуем многообразие, поскольку между компаниями идет жесткая конкурентная борьба и лидеры демонстрируют активную работу по защите прав пациентов, - пояснила корреспонденту "РГ" пресс-секретарь территориального фонда медицинского страхования Елена Денисламова.
Развернуться компаниям есть где. На начало текущего года в Свердловской области было застраховано 4 608 516 человек, при том, что в регионе проживают немногим более 4 миллионов 297 тысяч. Как утверждают страховщики, разница в триста тысяч - не арифметическая погрешность и уж тем более не "мертвые души", это трудовые мигранты, получившие страховку от работодателя.
Еще четыре года назад в Свердловской области начали составлять свой рейтинг страховщиков ОМС. Критерии разработали в местном отделении объединения предпринимателей "Опора России" и во главу угла поставили эффективность работы компаний с пациентами. Чтобы прорваться в лидеры, отдельные страховщики откровенно блефовали, невероятно завышая показатели по работе с обращениями клиентов, особенно устными и письменными просьбами. Получалось, что застрахованные едва ли не после каждого посещения поликлиники звонили или отправляли сообщения своим страховщикам. В такую статистику не поверили прежде всего их коллеги. Поэтому появление официального рейтинга, основанного на документальных отчетах, только приветствовали.
- Очевидно, что у этой инициативы есть экономическая подоплека. Ведь опирающийся на рейтинг выбор пациента, не вникающего в отличия между страховыми компаниями, ведет к перераспределению клиентов на рынке ОМС. И здесь очень важно расставить верные ориентиры, - уверен президент Ассоциации региональных медицинских страховщиков "Территория" Максим Стародубцев.
Только в прошлом году благодаря поддержке страховщиков ОМС жители региона отсудили у больниц 2 миллиона 365 тысяч рублей (это десятая часть от общероссийской цифры). Большую часть этой суммы составляет компенсация морального вреда - 2,166 миллиона. Материальный ущерб в связи с необходимостью после такого лечения заново восстанавливать здоровье составил более 198 тысяч рублей.
Безусловно, правозащитная работа страховых компаний требует затрат, прежде всего на привлечение квалифицированных специалистов. Нести их готовы не все. В Свердловской области только четыре из 15 страховых компаний в прошлом году отстаивали в судах права своих клиентов. Интересно, что по количеству выигранных дел лидирует компания, которая на рынке Среднего Урала занимает только четвертое место по количеству застрахованных. В 2010 году каждый десятый рубль морального ущерба, отсуженный у клиник пациентами, приходился на долю именно этого страховщика. Причину успеха объяснил корреспонденту "РГ" один из совладельцев компании: "Все свободные средства мы тратим на экспертов и хороших юристов, потому что наша цель - отстаивать права людей на качественное медицинское обслуживание. Как показывает практика, это пока не самая доходная бизнес-стратегия, два года мы работаем в минус. Но отступление от этого принципа превращает обязательное медстрахование в фикцию".
Сторонники такого подхода уверены, что именно критерии поддержки пациентов должны являться основополагающими при оценке деятельности страховщиков. Поэтому необходимо разработать механизм поощрения компаний-правозащитников. И такой бонус новый закон предполагает: территориальные фонды ОМС имеют право увеличивать процент "на ведение дела" для компаний, активно защищающих права застрахованных пациентов. Повышающий коэффициент можно будет применять с будущего года.
По сути, этот самый процент является финансовой основой существования страховщиков ОМС, гарантом их стабильности. Это доля, автоматически отчисляемая компаниям из платежей граждан в фонд обязательного медстрахования. До 2011 года регионы имели право устанавливать ее размер самостоятельно, и, кстати, в Свердловской области он был выше, чем в среднем по стране - доходил до 3,2 процента. Так что суммы, поступающие на счета страховых компаний, получались немалые. К примеру, в 2010 году в страховой бюджет ТФОМС из различных источников поступило более 13,5 миллиарда рублей, которые были перечислены через счета страховых компаний в медицинские учреждения за пролеченных пациентов. Нетрудно подсчитать, сколько денег осталось на счетах страховщиков.
Вступивший в силу в январе прошлого года новый закон об ОМС несколько пошатнул "автоматическую" стабильность. В стране ввели единый норматив на ведение дела - 1,8 процента от перечисляемой за клиента страховой суммы. Кроме того, компаниям запретили использовать в своих финансовых операциях остававшиеся на их счетах страховые средства. То есть на "хлеб с маслом" страховщики ОМС отныне вынуждены зарабатывать. И каждый делает ставку на свое: кто-то на честное имя борца за права застрахованных, кто-то - на привлечение в свою компанию как можно большего числа клиентов.
- Я считаю, что оставленный на ведение дела процент - это неплохие деньги. Для кого-то и этого много, поскольку у него в штате только директор да бухгалтер. А сама страховая компания существует лишь для того, чтобы транзитом через свои счета перечислять деньги из ТФОМСа в больницы. Но если идти по такой схеме, то в принципе становится непонятно, для чего страховые компании ОМС существуют? К чему иметь финансовые перевалочные пункты да еще и платить им за посредничество? Достаточно оставить один ТФОМС, при нем какого-нибудь уполномоченного по правам пациентов - и все. Если страховые компании не вкладываются в защиту прав граждан, то вообще исчезает смысл их существования, - уверен Максим Стародубцев.
Столь категорично ставить вопрос готовы не многие. Как показывают тенденции последних месяцев, основную ставку по-прежнему делают на массовость. В частности, недавно две крупнейшие страховые компании Среднего Урала слились. По оценке одного из ведущих специалистов страхового рынка Александра Меренкова, объединенная структура будет иметь в своем портфеле более половины всех полисов Свердловской области. Максим Стародубцев уверен, что подобные процессы хоть и закономерны, но не способствуют росту качества услуг, ведь контролировать гигантов сложнее.