Все российские туристы - клиенты оператора "Идеальный мир", застрявшие на выходных в Израиле, благополучно вернулись домой. Это хорошая новость.
Однако есть и плохая. Компания, считавшаяся страховщиком "Идеального мира", опровергла информацию об обязательствах перед клиентами туроператора.
На сегодняшний день у страховщика нет договорных отношений с туроператором "Идеальный мир". "Компания "Идеальный мир" являлась клиентом компании "Росгосстрах" с 2007-го по май 2011 года, однако по окончании действия договора в мае 2011 года "Идеальный мир" договор не продлил", - говорится в сообщении страховой компании.
Тем временем в Ростуризме утверждают, что у них есть подлинник договора между страховщиком и туроператором. Суть проблемы заключается в том, что в этом договоре имеется стандартный пункт о том, что если вовремя не уплачена страховая премия, действие договора автоматически прекращается, объяснил "РГ" руководитель пресс-службы агентства Олег Мосеев. При этом поступили ли деньги на счет страховщика, никто проверить не может (в том числе Ростуризм), сетует он. "Сейчас сложившуюся ситуацию обсуждают юристы "Росгосстраха" и Ростуризма", - добавил собеседник "РГ".
Если юристы не договорятся, и окажется, что у "Идеального мира" нет страховки, туристы, оплатившие путевку, но так по ней и не уехавшие, вряд ли смогут вернуть потраченные деньги. "Если не было страховки, то шансы на возврат денег очень малы. И не стоит верить адвокатам, которые обещают выиграть такое дело", - призывает глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
В сложившейся ситуации особую активность должна проявить Генпрокуратура, считает эксперт. Тем временем уголовное дело против компании "Идеальный мир" уже возбуждено по статье мошенничество. Также управление Роспотребнадзора по Москве начало административное расследование в отношении этой турфирмы за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением законодательных требований.
Напомним, в прошедшие выходные несколько десятков российских туристов, воспользовавшихся услугами "Идеального мира", в Израиле и Иордании не смогли вовремя вылететь в Россию из-за того, что их билеты не были оплачены. Аналогичная ситуация произошла и в московском аэропорту, откуда наши граждане отправились не к морю, как планировалось, а домой.
В 2012 году это уже третий скандал, связанный с работой туроператоров, когда компания с довольно долгим присутствием в туриндустрии ("Идеальный мир" работал с 2005 года) серьезно подводит своих клиентов. И уже готовятся поправки в отраслевой закон. 24 апреля их рассмотрят во втором чтении.
В России планируют создать объединение российских туроператоров, при котором сформируют компенсационный фонд на экстренный случай. "Им можно будет достаточно эффективно управлять, то есть оказывать сиюминутную помощь и поддержку пострадавшим туристам", - сообщал ранее председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. Участие в этой организации будет обязательным. Каждая компания должна отчислять 0,1 процента от своего годового турпродукта в специализированный фонд. Его наполняемость, по предварительным оценкам, составит около 250-300 миллионов рублей ежегодно. Законодатели предполагают, что первые отчисления поступят в фонд уже по итогам 2012 года. Таким образом, его планируют создать и наполнить уже в следующем году.
А пока такого фонда нет, Ростуризм советует аккуратнее подходить к выбору путевки. "Первое, что нужно сделать, посмотреть, есть ли фирма в федеральном реестре туроператоров. Второе - обратить внимание на ценовую политику компании. Если стоимость путевки очень низка, то что-то здесь не так", - предостерегал глава Ростуризма Александр Радьков на "Деловом завтраке" в "РГ". "Идеальный мир" как раз сильно демпинговал. "Последнее время компания продавала туры со скидкой в 50 процентов", - сообщила журналистам пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.