В ближайшее время систему госзакупок ожидают системные перемены. Истекает срок, определенный руководством страны для подготовки новых правил размещения госзаказа, законопроекта о федеральной контрактной системе (ФКС). В мае Минэкономразвития должно внести в правительство обновленную версию ФКС.
В отличие от действующего закона о госзакупках (94-ФЗ), регулирующего только этап выбора поставщика, контрактная система должна будет обеспечить эффективность закупки в целом, от планирования до подведения итогов выполнения контракта. Правильность данного подхода, как отмечают эксперты, мало кем ставится под сомнение, поддерживается и ряд других положений, в частности - профессионализация закупок. Ведь сегодня у многих заказчиков, особенно муниципальных, нет специалистов по закупкам: эта обязанность выполняется "по совместительству", от бухгалтеров и юристов до врачей и ученых. При этом эксперты отмечают, что и новая версия содержит ряд спорных вопросов, а многие положения ФКС изложены пока весьма обще.
Как говорит Кирилл Кузнецов, генеральный директор Центра эффективных закупок Тендеры.ру, законопроект пока не в полной мере учитывает специфику разных категорий заказчиков. А ведь подходы в организации закупок для крупного федерального заказчика, имеющего собственную службу закупок, и небольшого муниципального заказчика, штат которого не позволяет сформировать даже полноценную закупочную комиссию, должны серьезно различаться.
"Опыт 94-ФЗ показал также опасность теоретически выверенных моделей, не увязанных с практикой, - отметил Кирилл Кузнецов. - Взять, к примеру, норму о поддержке субъектов малого предпринимательства, схожую с установленной в 94-ФЗ. Идея благая - развивать малый бизнес через госзакупки. Для этого заказчику вменяется в обязанность проводить определенный процент закупок только среди субъектов малого предпринимательства. Вот только при этом он, как и сегодня, не имеет права требовать у участников таких процедур документального подтверждения принадлежности к малому бизнесу".
"Я поддерживаю создание ФКС, однако новая редакция законопроекта вызывает у меня довольно много вопросов, - говорит Сергей Габестро, генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru. - Складывается ощущение, что новая редакция - это некий компромиссный документ, ориентированный на сглаживание острых углов. К сожалению, такой подход отрицательно повлияет на жизнеспособность закона в целом. Некоторые вещи нельзя делать компромиссными, иначе они просто перестают работать".
По мнению эксперта, есть два важных момента. Первый касается электронной формы проведения закупок. Например, статья 53 законопроекта описывает общие принципы электронного документооборота при проведении электронного аукциона. Больше в тексте проекта нет никаких упоминаний или даже косвенных ссылок на то, что электронный документооборот может быть применен и для иных способов закупки.
"Мы же считаем, что ФКС должна позволять проводить закупки в электронной форме с помощью всех видов торговых процедур: конкурсы, запросы котировок и предложений и т.д., - заявил Сергей Габестро. - В этом случае нет необходимости детально расписывать проведение каждой процедуры в электронной форме отдельной статьей, как это сделано сейчас для электронного аукциона. Ведь принципиальных отличий в логике проведения закупочных процедур в электронной и в бумажной форме нет. Законопроект не должен содержать прямых указаний на электронный документооборот, который касается только проведения электронного аукциона. Необходимо просто разрешить применение электронной формы к любому виду закупки".
Второй важный аспект заключается в том, что в последней версии законопроекта размыт вопрос профессионализации отрасли. "Выходит, что мы отказываемся от повышения уровня профессионализма и считаем, что поставки, в том числе и крупнейшим госкомпаниям, может оказывать кто угодно. Но это же не так! На мой взгляд, тенденция должна быть обратной, и закон должен поддерживать работу профессионалов в отрасли", - уверен эксперт.
Уточнить проведение электронных торгов предлагает и Александр Бойко, председатель совета директоров электронной площадки B2B-Center. "В нынешней версии ФКС минэкономразвития допускается подача заявок (предложений) на участие в процедурах закупок в электронной форме, - пояснил эксперт. - Это правильный подход, однако я бы изменил эту формулировку с диспозитивной на императивную: "закупка должна проводиться в электронной форме". То есть не должно быть альтернатив для проведения закупок в бумажной форме, поскольку электронные торги обеспечивают контроль, открытость и транспарентность процесса закупок. В целом я поддерживаю инициативы минэкономразвития, но вместе с тем считаю, что они нуждаются в существенном развитии, в том числе и на уровне формулировок закона".
Федеральная антимонопольная служба в своей версии контрактной системы, по словам Александра Бойко, также оставляет место для электронной формы проведения закупок, однако предлагает сохранить в качестве основной процедуры закупок аукцион.
"В аукционе главное - цена, но эта торговая процедура не предусматривает оценки качества закупаемой продукции, - заметил эксперт. - Широко известны примеры закупки на аукционах некачественного питания для детских садов по самой низкой стоимости и закупки очень дорогих томографов, когда аукцион не смог обеспечить эффективность закупки, поскольку цена договора была изначально завышена. Поэтому необходимо для закупки разных категорий товаров предусмотреть разные виды закупочных процедур, где в первую очередь учитывалось бы качество закупаемой продукции, например, конкурсы, конкурентные переговоры, запросы предложений. Причем эти процедуры можно успешно проводить в электронной форме и, таким образом, более эффективно контролировать процесс закупок".