Мортен Харкет показал в Москве новый альбом

Харкет, снискавший известность как солист всемирно известной A-ha, лишний раз показал, что и без своих прежних партнеров способен на многое.

Он только-только выпустил новый альбом "Out Of My Hands" - и пустился в тур, немалая часть которого приходится на Россию. Норвежец уже объехал Сибирь, спев в Красноярске, Новосибирске, Омске, Тюмени, Екатеринбурге и сегодня поет в Питере.

Харкет всегда был фигурой весьма самостоятельной и креативной. Свой первый сольник он записал, еще играя в A-ha, - "Poetenes Evangelium" стал положенным на музыку сборником стихов норвежских поэтов на евангельские темы (Мортен учился теологии и одно время даже хотел стать священником). Когда группа сделала перерыв в общей работе, он за четыре года выпустил два сольных альбома, причем один из них на норвежском, а с тех пор, как в 2010-м A-ha распалась, уже окончательно написал и напел еще два.

...На сцене их было всего четверо - Харкетт с соло-гитаристом вышли на широкую авансцену зала Крокус, а за ними, тоже бок о бок, на небольшом возвышении работали ударник и клавишник. Но уже с первой песни, упругой, с мощным ритмом, заводной "Burn Money Burn" стало ясно, что этим четверым для того, чтобы заполнить зал звуком под самый потолок, никто больше и не нужен.

Аскетичной подачу музыки на концерте было никак не назвать. Напротив - аранжировки тех же песен A-ha порой звучали богаче, чем мы привыкли слышать. Даже знаменитая "Crying In The Rain" началась не просто с привычных струнных аккордов, а с мощной компьютерной подготовки - по ушам ударили раскаты грома, по невидимой крыше забарабанили звуки ливня (название песни по-русски - "Плач под дождем"), и только потом гитарист провел рукой по струнам, начиная вступление. В другом хите A-ha, "We re Looking For The Whales", также когда-то игравшемся группой с известной сдержанностью, вдруг с большим напором в атаку пошли барабаны с гитарой.

 
Видео: Сергей Куксин

Большинство звезд, выезжающих в промотуры, играют на концертах пару-тройку песен с дисков, которым эти туры, собственно, и посвящены, а весь концерт заполняют испытанными хитами (видимо, сами понимая, насколько их настоящее уступает прошлому). Харкет же чуть ли не половину программы посвятил новейшим песням. И с его уверенностью в новом материале можно вполне согласиться: "Burn Money Burn", "Keep The Sun Away", "Just Believe It", на наш взгляд, мало чем уступали встык с ними игравшимся суперхитам A-ha.

После "Burn Money Burn" в том же активном, незаменимом для начала концертов ритме пошла "I m The One": голос, оттеняемый стеклянным звуком клавиш, потом барабаны, и все уходит в ритм. "Keep The Sun Away" - снова романтическое начало, дружный хор инструментов, снова синтезатор... Музыка Харкета осталась прежней, на концерте одна за другой звучали красивые баллады разного ритма, графичные, слегка холодноватые, с упором на синтезаторно-гитарный звук, в концертном варианте, конечно же, утяжеленный и резче обрисованный. И, понятно, прежним остался потрясающий голос автора этих песен.

Недаром СМИ, анонсирующие концерт, хором писали о том, что Харкет поставил в свое время рекорд по продолжительности одной ноты и что его голос имеет диапазон в пять октав. Подсчитать октавы на концерте трудно, но было видно, что звезда работает на сцене в полную силу и связок не жалеет. С какими-то особыми эмоциями прозвучали в концерте песни с другого альбома Харкета - семилетней давности "Wild Seed" (до последнего времени его самой успешной сольной работы). В тончайшей нотной вязи драматической баллады "A Kind Of A Christmas Сard" голос певца взлетал под самый потолок зала и действительно парил там долго-долго, прерываясь только на то, чтобы дать место столь же длинной ноте синтезатора. В "Los Angeles" достойным партнером в дуэте выступила уже соло-гитара, в звук которой вновь влился синтезатор (явно второй после голоса Харкета инструмент группы), а в "Spanish Steps" - начавшие песню оглушительные барабаны, которые тоже не в силах были перекрыть своим грохотом пение.

Но Харкет - и это на концерте было продемонстрировано в полную силу - умеет не только тянуть ноты: старый хит "Forever Not Yours" он начал высочайшим рок-фальцетом и потом тут же, опять-таки, не щадя голоса, в тяжелом ритме - энергичную, как большинство номеров программы, "When I Reached The Moon".

А вот совместного музицирования с публикой на концерте как-то не получилось. Помнится, на достопамятных выступлениях A-ha в Москве и Санкт-Петербурге в конце 2010-го, едва ли не последних перед распадом группы, песню за песней стадионы пели с музыкантами от начала и до конца. В этот раз лишь к самому концу зал - далеко не полный, кстати, - забил в ладоши и активно начал подпевать (в первую очередь песням A-ha). Хотя, конечно, удивляться не приходится: артисты, подобные Мортену Харкету, берущие по большей части музыкой, а не внешними эффектами, сегодня собирают на свои концерты публику, желающую эту музыку именно слушать.