Госдума внесла изменения в закон о потребительской кооперации. По словам разработчиков документа, поправки, прежде всего, касаются усиления контроля за сохранностью кооперативной собственности. Документ публикуется сегодня в "РГ" на стр. 19.
Материально-техническая база потребительской кооперации сегодня, пожалуй, самый большой объединенный имущественный комплекс, чудом сохранившийся с советских времен. Многое из того, что создавалось десятилетиями, а это жилые и социально-бытовые объекты, образовательные учреждения, а также десятки тысяч торговых объектов, заготовительных и перерабатывающих предприятий, было утрачено в 90-е годы.
К сожалению, тенденция незаконного отчуждения кооперативного имущества - земли и объектов недвижимости, которые, по существу, являются собственностью пайщиков, сохраняется и по сей день. И это может привести к исчезновению потребкооперации как единой системы.
Говоря о структуре системы потребкооперации, стоит отметить, что ее основным, низовым звеном являются пайщики - их в России, по разным данным, от 3 до 4 миллионов человек. Пайщиков объединяют сельские потребительские общества (сельпо), районные (райпо), а те, в свою очередь, входят в областные, краевые и республиканские потребсоюзы. Более 70 таких союзов в субъектах входят в состав центрального союза потребительских обществ, который находится в Москве.
В своих выступлениях представители центрального союза подчеркивают важность системы потребкооперации для государства. По их словам, именно ее организации продолжают выполнять важную социальную миссию. В частности, обеспечивать закупку сельхозпродукции с личных подворий в сельской местности, снабжать продовольствием труднодоступные и малочисленные населенные пункты.
Положительным примером торговой деятельности потребкооперации являются автолавки. Они доставляют продукты первой необходимости в отдаленные деревни и села, где проживают не больше 100 человек.
Измененный закон, по словам разработчиков, уточняет механизм управления потребительским обществом - основной ячейкой системы потребкооперации, а также предусматривает условия и процедуру отчуждения недвижимого имущества. Принципиальными являются две смысловые поправки. "Вводится процедура принятия решения общим собранием пайщиков по вопросам отчуждения недвижимого имущества. Она стала более прозрачной, чтобы избежать обмана или введения в заблуждение пайщиков.
Кроме того, исключена возможность принятия решения "с голоса", без заблаговременного внесения вопроса в повестку дня", - прокомментировал "РГ" принятые изменения председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков.
В закон также введена статья, которая позволит союзу потребительских обществ назначать наблюдателей. Они смогут проводить финансовый анализ деятельности предприятий потребкооперации, в том числе с привлечением аудиторских организаций. Также наблюдателям дается право проводить созыв и проведение общих собраний потребительских обществ.
Стоит отметить, что сейчас система потребительской кооперации России объединяет 49 тысяч торговых объектов, 6 тысяч предприятий общественного питания, почти 7 тысяч цехов по производству пищевой продукции, около 6 тысяч объектов по закупке и хранению сельхозпродукции, 26 тысяч мастерских по оказанию населению бытовых услуг. Совокупный объем деятельности этих организаций в среднем превышает 200 миллиардов рублей в год. Также в системе потребкооперации действуют 31 высшее учебное заведение, 52 средних специальных. В 2011 году системе потребительской кооперации России исполнилось 180 лет.