Приезжаю в родительский дом в Липецке и всегда удивляюсь: внутри квартиры чисто и уютно. А в подъезде - неряшливо покрашенные стены, немытые окна, почтовый ящик на веревочке.
Лампа при входе голая, без плафона, и то горит, то нет. И это в доме, который всегда считался "элитным". Расположенный в самом центре города, он был построен в середине 70-х по "улучшенной планировке".
Вот уже лет 15 в подъезде стоит железная дверь. Но и она не защищает от вандалов. То почтовый ящик кто-то подожжет, то мусорное ведро на площадке рассыплет, то на стене напишет. В подъезде всего 10 квартир. Кто бы это мог быть?
Да и в московской многоэтажке, где у нашей семьи современная, недавно отремонтированная квартира, подъезд не лучше. Выломанный кафель в полу, грязные лифты, на обшарпанных стенах весьма красноречивые русские выражения. Своих немецких друзей я долго готовлю перед входом в дом, чтобы не испугались, - в Германии такого просто невозможно представить.
Долгое время такая разница в ухоженности подъездов для меня была необъяснима. Пока я не узнала о форме собственности на жилищные площади в Германии. Домов в государственной собственности там нет вообще. Люди либо покупают квартиры и дома, либо снимают их.
Кстати, снимать квартиры вовсе не зазорно. Это нормально. Две трети всех жителей Берлина всю жизнь проводят на съемных квартирах, и лишь треть покупает жилье.
Случайно один знакомый из Москвы попросил меня перевести на русский нотариальный договор о покупке квартиры в Берлине. Собственником дома было частное предприятие, некое ООО, обладавшее несколькими жилыми домами. В царской России они назывались "доходными". Мне захотелось разузнать, кто же был собственником нашего "доходного" дома в Берлине, где мы прожили три года. Оказалось - частная владелица, 85-летняя старушка, от имени которой действовал управляющий.
Собственник только предоставляет площадь либо под жилье, либо на продажу, заключает договор с покупателем или с нанимателем жилья, и на этом его роль кончается. Потом он только следит, чтобы вовремя поступали деньги с жильцов или от покупателей. Естественно, ему надо беспокоиться и о жилой территории, чтобы цена и спрос не понижались.
В первое время нашего знакомства мой муж тоже удивлялся: как это можно совместить - уют в каждой отдельной квартире и полный разор в подъезде? Ведь если бы русские были неряшливы по натуре своей, то все это можно было бы видеть внутри их квартир. А если они аккуратны, то как могут терпеть абсолютную запущенность перед порогом своего дома? Почему в Германии все подъезды и дворы аккуратны и поддерживаются в идеальном порядке?
За свою жизнь в Берлине я сменила в общей сложности 7 адресов. Во всех домах - будь то многоквартирные новостройки или довоенные прусские здания - подъезды были необычайно чистыми. И неважно, кто в них жил - немцы, турки, русские или арабы, как они закрывались - на весь день на замок или только на ночь, везде было чисто.
Следов вандализма не видно. Ремонт сделан в соответствии с хорошими стандартами. Лампочки, выключатели всегда на месте. С почтовыми ящиками порядок.
Какая волшебная сила заставляет этнически разношерстных жителей германской столицы бережно относиться к входу в свое жилье? Кто убирает подъезды и подметает дворы?
Собственники домов наделяют этими полномочиями фирмы. Есть в Берлине даже целые концерны, которые каждый день высылают колонны уборщиков на чистку подъездов многоквартирных домов и дворов. Естественно, собственники перекладывают всю оплату на плечи квартиросъемщиков - стоимость уборки незримо присутствует в квартплате. Однако немцев, желающих поселиться в грязных, неухоженных домах, нет. У русских порог терпимости намного ниже. Чисто эмпирически, видимо, больше половины жилого фонда находится в запущенном состоянии.
Немецкий частник обязан следить за чистотой дома или двора лично.
А как быть, если в многоквартирном доме живет много частников? Это как раз случай моего московского знакомого, который купил сыну квартиру в Берлине.
В нотариальном договоре подробно описывалась координация действий по уборке, перестройке или ремонту дома. Все полномочия по решению маленьких и больших проблем находятся в руках избранного собранием жильцов домового комитета. Он выбирает компанию, которая будет следить за поддер жанием чистоты и порядка в доме, осуществлять мелкий ремонт и уборку прилегающей территории. За нее любой собственник жилья отвечает самолично - будь то ООО или коллектив квартиросъемщиков, вокруг дома надо мести либо самим, либо нанимать дворников.
А зимой все обязаны еще и скалывать лед. Если кто-то упадет и сломает ногу, придется платить за лечение и возмещать моральный ущерб.
Первым делом по приезде в Москву я 10 лет подряд ходила к соседке, которая забирала мои квитанции из почтового ящика. Ну и начиналось: сначала большой листок квартплаты. Чего там только нет! Вода, газ, электроэнергия, вывоз мусора. Потом отдельно счет на телефон, на междугородные переговоры, на Интернет, да и налог на собственность.
Кругом шла голова, а муж не понимал, почему нельзя заключить договор с банком и забыть всю эту канитель.
Долгое время платить по безналичному расчету в нашем районе было нельзя потому, что банк отказывался переводить деньги каждому предприятию отдельно. Теперь, правда, можно, но, во-первых, переводы не бесплатны, а во-вторых, стоимость услуг регулярно повышается, и приходится постоянно ходить в ЖЭК за перерасчетом. Банк сам его не делает.
Куда проще в Берлине. С поставщиками электроэнергии, газа и воды и предприятием по вывозу мусора у нас заключены прямые договоры. За основу месячной платы берется средний расход в предыдущем году. Если был перерасход, в конце года надо написать в компанию, и деньги возвратят.
За все телефонные услуги и Интернет раз в месяц приходит счет от нашей телефонной компании - немецкого Телекома. Деньги предприятия автоматически снимают с банковского счета. Причем в длительном договоре не указана определенная сумма. Обладатель счета доверяет предприятию снимать набежавшие денежки по своему усмотрению. За все время житья в Берлине с обманом я ни разу не сталкивалась.
Оплата коммунальных услуг происходит для потребителя незаметно и безболезненно, потому что все производители и поставщики просто обязаны быть повернуты к клиенту.
Конкуренция не дремлет. Лишь на воду, как на жизненно важный ресурс, существует госмонополия, и предприятие одно-единственное. Однако в Берлине в каждой квартире уже десятилетия стоят счетчики горячей и холодной воды. В некоторых подъездах они общие и размещаются в подвале - в доступном для жильцов, но защищенном от чужих месте.
Мы ездим всей семьей в Россию летом. И как назло, и в Москве, и в Липецке в это время отключают то горячую, то холодную воду, а иногда и то и другое. Муж не привык к таким эскападам, и предлогом "не ехать в Москву" может стать уже одно это неудобство.
Спрашивала у знакомых в Липецке, собственников частного ЖКХ, неужели необходимо отключать все дома от подачи воды? Объясняют, что трубы надо чинить, не выдерживают они зимнего холода.
На нашей улице в Берлине тоже иногда роют. Но воду отключали только один раз за 5 лет на 3 часа. Видимо, Берлинский водоканал как-то умудряется держать трубы в порядке и ремонтировать трассы без ущерба для жителей. Или трубы такие прочные?
К сведению: и в Берлине зимой бывает много снега, и температура иногда зашкаливает, как в Липецке, за минус 20.
Кстати
Стоимость по Берлину в среднем:
киловатт-часа электроэнергии - 22 цента;
кубометра воды в среднем - 4,50 евро;
кубометра газа - 65 центов;
вывоза мусора и уборки прилегающей территории улицы, включая проезжую часть, - 25 евро в месяц.
Буду рада вашим письмам, которые вы можете направлять мне по электронному адресу: rose@rg.ru или по обычной почте: Anna Rose, Ilsensteinweg 3g, 14129, Berlin.