Впервые я увидела ее на праздничном концерте по случаю Дня единения народов Беларуси и России - в Москве, в Малом драматическом театре. На сцену, где уже разместился симфонический оркестр имени Чайковского, вышла девочка-тростиночка. Титулованный дирижер Александр Анисимов отечески пожал юной солистке руку. Саша села за цимбалу - уникальный инструмент, напоминающий "лежачую арфу". Ударила по струнам легкими молоточками. И по залу прокатился хрустальный звон. Зрители, замерев, следили за ее руками, которые, как две птицы, порхали над натянутыми струнами. А когда финальные звуки растворились в тишине, публика взорвалась аплодисментами. Малый театр такого еще не слышал. А завтра Александра отправляется в Вену на престижный музыкальный конкурс "Евровидение-2012".
Саша, как проходил отбор на "Евровидение-2012"?
Александра Денисеня: Конкурс был девчачьим. Победитель определился путем голосования. Как признался потом председатель жюри, главный дирижер Национального академического народного оркестра Беларуси Михаил Козинец, все пять финалисток произвели на него сильное впечатление. Однако первое место жюри единогласно присудило мне.
И почему?
Александра Денисеня: Я владею всеми современными методами игры на цимбале - и народными, и академическими. И даже приемом "гавайская гитара".
Саша, не секрет, что для публики гораздо привычнее эстрадный конкурс "Евровидения" нежели музыкальное "Евровидение"...
Александра Денисеня: А ведь это престижный международный конкурс классической музыки для молодых талантливых музыкантов в возрасте до 20 лет. Его финальный концерт, назначенный на 11 мая, станет церемонией открытия Венского фестиваля искусств.
Не удивляйтесь моему вопросу, но... Не могу понять, почему из всех инструментов вы выбрали именно цимбалу?
Александра Денисеня: Это древний инструмент. И, кстати, на нем играют не только у нас, но и в других странах мира. Одно из древнейших изображений цимбалы нашли на осколке шумерской вазы третьего тысячелетия до нашей эры. Считается, что цимбалы завезли в Европу цыгане, от них они перешли к малороссам, белорусам.
Где вы сейчас учитесь?
Александра Денисеня: В Республиканской музыкальной гимназии-колледже при Академии музыки. Это - уникальное учебное заведение Республики Беларусь, которому уже 75 лет. В колледже преподают блестящие педагоги. Неудивительно, что свыше тысячи воспитанников этой гимназии - лауреаты и дипломанты национальных и международных фестивалей. Я сама до 2009 года занималась в классе преподавателя Ларисы Левкович. В настоящее время учусь у профессора Белорусской академии музыки Татьяны Петровны Сергеенко.
И что вы с педагогом подобрали для выступления на "Евровидении"?
Александра Денисеня: "Концертино" белорусского композитора. В нем используется прием "гавайской гитары".
Вы принимали участие в последних гастролях Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра Союзного государства. Как прошло турне?
Александра Денисеня: Программу начинали готовить под руководством основателя оркестра и его художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств России профессора Александра Якупова, прежде руководившего ЦМШ при Московской консерватории. Оркестром дирижировал кавалер ордена "Служение искусству" Вячеслав Валеев из России и лауреат Национальной премии "За духовное возрождение" Андрей Галанов из Беларуси. Гастроли проходили в Чехии. Из ЦМШ ездили 60 ребят, из Минска - 20. Перед гастролями Андрей Игоревич продирижировал часть своей программы в Москве и увез в Беларусь партии с теми штрихами, которые сделал российский дирижер.
На первом концерте оркестр сыграл "Рассвет на Москве-реке" из вступления к опере Мусоргского "Хованщина" в инструментовке Римского-Корсакова, а также "Концерт" Дворжака. В белорусской части программы, которой дирижировал Андрей Галанов, был второй концерт белорусского композитора Дмитрия Смольского для цимбал с оркестром.
Где проходили концерты? Что за публика слушала?
Александра Денисеня: На первый концерт в Русском доме в Праге пришли в основном сотрудники белорусского посольства, зал не был приспособлен под выступление нашего оркестра, чехи не предполагали, что детский оркестр может выдавать такие серьезные вещи. Второй концерт - на открытой площадке в городе Глубока-над-Влтавой - вынуждены были отменить из-за дождя. Была угроза порчи инструментов. Выезд в город Глубока превратился в экскурсию, мы остановились в километре от австрийской границы, жили в горах рядом с озером. Третий концерт состоялся в Лихтенштейнском дворце, на Летней сцене Академии исполнительских искусств. Конечно, акустика там божественная, было ощущение, что звук летит сам. На бис сыграли "Адажио" из "Спартака". Европейцы увидели, что в России и Беларуси вырастает новое поколение музыкантов.
Кто ваш любимый композитор?
Александра Денисеня: Чайковский.
Кто вас водил в музыкальную школу?
Александра Денисеня: Чаще всего мама.
Она тоже музыкант?
Александра Денисеня: Нет, мама - врач-нарколог. Папа - инженер.
В вашей семье еще есть музыканты?
Александра Денисеня: Нет. Мой четырнадцатилетний брат занимается танцами.
Какую литературу любите читать?
Александра Денисеня: Русскую классику.
О чем мечтаете?
Александра Денисеня: Завоевать Вену, поступить в консерваторию.
Чего вам не хватает вдали от родины?
Александра Денисеня: Белорусской кухни. Люблю супы, "колдуны" - это драники с мясом.