АСИ утвердит первые четыре "дорожные карты" для бизнеса

Наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив (АСИ) должны быть утверждены первые четыре "дорожные карты" по наиболее чувствительным для бизнеса направлениям. Что это за инициативы, "Российской газете" рассказал накануне генеральный директор АСИ Андрей Никитин.

Андрей Сергеевич, какова цель разработки "дорожных карт"?

Андрей Никитин: Работа над "дорожными картами" по проектам "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" и "Совершенствование таможенного администрирования" продолжалась в течение двух месяцев. Речь в первую очередь идет о повышении инвестиционной привлекательности России в мире. Если в начале 90-х годов страна была сосредоточена на том, чтобы создать базовые рыночные инструменты, институты, то сейчас мы вступаем в гонку за глобальный капитал. Пока мы входим в число первых 25 стран, которые активно работают и улучшают условия для инвестиций.

Конечно, мы за эти годы много чего сделали хорошего в этой области, но в других странах над этим вопросом поработали еще больше. И мы отстаем. Работая над первыми "дорожными картами", мы ни на минуту не забывали о лучших мировых практиках, разбирались, как они устроены. И главное - понимать, что эти практики базируются на совершенно других законодательных системах, другой ментальности.

"Дорожные карты" разрабатываются не только АСИ, но и правительством, министерствами, федеральными службами, экспертным сообществом, предпринимателями. Насколько они будут отвечать нашей главной задаче - быть конкурентными в мире, насколько мы будем лучше других через три - пять лет - один из вопросов. Насколько мы будем уверенно себя чувствовать по сравнению со странами БРИКС, с другими традиционно крупнейшими европейскими партнерами? Как решают подобные задачи там? Кто будет инвестировать в Россию, как будет мотивировать свое решение? Что предпринять для инвестиционной привлекательности, что делать в ближайшее время в этом направлении? Для скорейшего ответа на эти вопросы нам необходимо оформить "дорожные карты" в течение 2012 года.

Как "дорожные карты" помогут конкретному бизнесмену в конкретном регионе? Каковы итоги апробации стандарта инновационной привлекательности регионов?

Андрей Никитин: Для конкретизации помощи мы создали в рамках национальной предпринимательской инициативы региональный стандарт деятельности администрации по улучшению инвестиционного климата. Стандарт, то есть пятнадцать ключевых кейсов, которые были апробированы в различных регионах, базируется на модельной программе, в свое время разработанной "Деловой Россией" и в феврале нынешнего года утвержденный наблюдательным советом АСИ. В первую очередь это набор обязательно-минимальных требований к интерфейсу для инвесторов в регионе. Особое влияние на стандарт оказали практики, которые сложились в шести пилотных регионах - Республике Татарстан, Пермском крае, Калужской, Липецкой, Свердловской и Ульяновской областях. За время работы присоединились еще пять регионов - Башкортостан, Челябинская, Белгородская, Астраханская, Ярославская области. На сегодняшний день подписано одиннадцать соглашений, часть "дорожных карт"уже разработаны в шести регионах, пять "дорожных карт" находятся в стадии согласования. В тех регионах, с которыми мы работаем, можно выделить несколько блоков. Первый - нормативно-правовой.

К нему я бы отнес две меры - наличие закона о защите прав инвестора и механизм оценки регулирующего воздействия на региональном и муниципальном уровне. Такой механизм придется отрабатывать с пилотными регионами и внедрять. Второй блок работы - базы эффективного правоприменения. Речь идет о создании единого окна для инвестора, и не все регионы могут им похвастаться. Кроме Свердловской области. В других регионах народ, который хочет инвестировать, вынужден бегать с бумажками по различным ведомствам. Конечно, если мы говорим о конкуренции, подобная ситуация неприемлема. Очень важная составляющая - публичность процессов работы с инвесторами. Но на сегодняшний день по этому параметру даже трудно назвать регионы, которые готовы работать. Важный инструмент - совет по улучшению инвестиционного климата, мы его формируем в рамках требований стандартов в каждом регионе. И во многих регионах он уже создан.

Третий блок - описание предоставляемого набора услуг для инвестора. Работа в этом направлении идет достаточно активно. По нашим оценкам, где-то к осени мы получим существенный перелом результатов, данные положения "дорожных карт" будут к этому времени внедрены. Пока же во всех регионах мы формируем экспертные группы, в работе которых примут участие порядка 150 предпринимателей. Я рассчитываю, что в этом году мы получим качественный сдвиг в пилотных регионах по улучшению инвестиционного климата, который в свою очередь позволит в будущем году перейти к масштабному внедрению стандарта по всем регионам России.

Вы можете отметить нечто, что объединяет первые четыре "дорожные карты"?

Андрей Никитин: Общие универсальные принципы новой экономической политики. Это постконтроль не только в таможне, не только в электроэнергетике, но как принцип контроля. Это страхование, банковские гарантии и поручительство как способы обеспечения обязательств. Это развитие саморегулирования. Эти универсальные принципы будут работать и в следующих "дорожных картах".

справка

"Дорожная карта" - план действий на перспективу, формулировка, прижившаяся за океаном и в американской деловой культуре получившая название "Road map".

Первая карта называется "Улучшение мер таможенного администрирования". Эксперты рабочей группы АСИ в сотрудничестве с Федеральной таможенной службой предложили сократить сроки таможенного контроля, усовершенствовать его формы и методы и усилить административную ответственность за нарушение таможенных правил. И сделать так, чтобы сначала можно было пропускать товар через таможню, а уже потом заниматься уплатой пошлин и другой сопроводительной деятельностью.

В результате к 2020 году количество документов, требуемых для пропуска товара через границу, для импорта должно снизиться с 10 до 4, для экспорта - с 8 до 4. В пять раз, уменьшится и срок подготовки сопроводительных документов - до 7 дней.

Вторая карта - "Улучшение предпринимательского климата в строительстве". Основная проблема - те же административные барьеры. По мнению специалистов АСИ, также для многих процедур стоит ввести уведомительный порядок вместо разрешительного. Только сократит сроки строительства в 3 раза, подсчитали эксперты. Во-вторых, стоит приватизировать или отдать в аренду неиспользуемые федеральные или муниципальные земли.

В результате серьезной проработки изменений в Градостроительный, Налоговый, Земельный кодексы и ряд законов планируется, что уже через 6 лет количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, снизится с 51 до 11, а время на их прохождение сократится с 423 дней до 56.

Ситуация с поддержкой экспорта тоже требует серьезных изменений, выраженных в "дорожной карте" "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта". Планируется упростить и ускорить административные и фискальные процедуры, расширить ассортимент и повысить доступность финансовых услуг для экспортеров, а также развить меры поддержки экспорта для малого и среднего бизнеса в регионах. В результате число организаций-экспортеров к 2020 году должно вырасти на 95 процентов, а неэнергетический экспорт - на 143 процента.

И, наконец, четвертая "дорожная карта" - "Повышение доступности энергетической инфраструктуры". Здесь эксперты АСИ предлагают сделать процедуру подключения к энергосети более простой, быстрой и менее затратной. Для этого - снизить количество этапов, необходимых для получения доступа к энергосети (сегодня их 10, к 2020 году должно остаться 5), усовершенствовать правила технологического присоединения, снизить тарифы на него.

Пока прохождение всех процедур занимает 281 день, а через 8 лет предприниматели будут тратить на это всего 40 дней.

Тарас Фомченков