Столичные власти утвердили программу развития московского метро до 2020 года.
В планах увеличить сеть метрополитена в мегаполисе до 252 станций.
Представляя программу на заседании правительства, Сергей Собянин подчеркнул: на ее реализации город намерен сконцентрировать все ресурсы. И длина линий подземки всего за 9 лет вырастет на 150 км, прибавив 70 новых станций.
Перспективная программа учитывает и интересы присоединяемых территорий. Пока на новые земли решено пустить лишь одну ветку (из ранее планировавшихся пяти) - от станции "Проспект Вернадского" вдоль Калужского шоссе до предполагаемого парламентского центра в районе поселка Коммунарка. Впрочем, и она, по словам зам. мэра Марата Хуснуллина, "будет проектироваться лишь после 2015 года по мере освоения новых территорий, так как сегодня она там не нужна". Построить ее предполагается лишь к 2020 году.
По этой же причине - слишком мало пока жителей в этой части города, отложено пока и строительство ветки от станции "Каширская" в сторону Щербинки, а также линий вдоль Рублевского и Каширского шоссе. "Если Рублево-Архангельское будет активно застраиваться, то возможность строительства метро мы для себя оставляем, но сейчас это не первоочередная задача", - пояснил Марат Хуснуллин.
Большая часть линий и станций адресована жителям старой Москвы, задыхающимся в пробках и в перегруженном метро. Сейчас его загрузка доходит до 6 человек на кв. м. Цель - снизить ее до нормативных 4,5. Вот почему в первую очередь новые станции и ветки будут появляться прежде всего в районах, откуда сейчас наиболее сложно выбраться. Таких как Косино и Новокосино, Жулебино и Некрасовка, Косино-Ухтомский и Гольяново на востоке и юго-востоке столицы.
На севере и северо-востоке перестанут чувствовать себя оторванными от города жители районов вдоль Дмитровского шоссе и в направлении подмосковных Мытищ, куда метро дойдет со станцией "Челобитьево". На Ленинградке добавится станция "Улица Дыбенко", на западе - "Пятницкое шоссе". Все эти станции дело не столь отдаленного будущего: порядка 40 из них уже строятся и будут введены в строй до 2016 года по программе, ранее принятой городом на 2011-2016 годы, в соответствии с которой подземка удлинится на первые 75 км из запланированных 150. Чтобы убедиться в том, что работы идут достаточно интенсивно, достаточно взглянуть на новую схему московского метро.
Строительство третьего пересадочного контура запланировано завершить к 2020 году. По сути это новое большое кольцо (первым пересадочным контуром считается существующая кольцевая линия, вторым - центральные пересадочные станции внутри нее), которое соединит станции "Нижняя Масловка", "Петровский парк", "Хорошевская", "Кунцевская", "Проспект Вернадского", "Каширская" и "Печатники" и другие, облегчит жизнь всем без исключения горожанам. Третий контур даст связки между существующими линиями и пассажирам не придется кататься туда-сюда, как сейчас, чтобы пересесть с одной ветки на другую. Благодаря этому, отметил на заседании Сергей Собянин, в зоне шаговой доступности от метро будет жить на миллион москвичей больше, а количество горожан, проживающих в районах без метро, сократится с нынешних 22% до 13%.
Журналисты усомнились было в реальности планов, ведь такого количества линий Москва не строила даже при Сталине, когда в лучшие годы вводилось в строй по 7 км новых линий, 25-30 - за пятилетку. Но Марат Хуснуллин уверен, что поставленная задача городу под силу: "В этом году мы потратим на стройку 73 млрд руб, да еще плюс средства на обновление вагонов. Всего 100 млрд".
Трудность состоит пока лишь в дефиците кадров проектировщиков и метростроителей - их приходится собирать сейчас по всему СНГ. "Приглашаем даже всех пенсионеров, кто когда-нибудь строил подземку", - признался Хуснуллин. Но и это работы не остановит, считает он, так как вместе с ростом метро будут расти и специалисты.
Принципиальная новизна новой схемы развития метро еще и в том, что она впервые увязана с другими видами внеуличного рельсового транспорта. Прежде всего с Малым кольцом МЖД, первую очередь которого планируется запустить в 2015 году. На станциях "Хорошевская" и "Нижегородская" появятся два гигантских пересадочных узла, которые соединят железнодорожное кольцо и метро в единую систему, где можно будет ездить с одним и тем же билетом.
В Пекине, где проживает почти 20 млн человек, метро, как и в Москве, стало основным средством передвижения. Китайская подземка удобно организована, хотя на каждой станции идет обязательная проверка (как в аэропортах) пассажиров и багажа на запрещенные предметы. Есть и другие особенности:
В планах: