Сегодня улицы российских городов заканчивают украшать ко Дню Победы - привычную серость городского пейзажа разбавляет золото звезд и орденов. В этом году в одной только Москве на улицах разместилось 17 тысяч элементов праздничного декора.
На праздничное украшение улиц из городского бюджета ежегодно выделяются немалые средства: так, в первые дни нового 2012 года жителей и гостей столицы радовала красота стоимостью в 190 миллионов рублей. Однако праздничное украшение города не сводится к подсчету бюджетных средств и элементов декора - оно требует творческого подхода, художественного вкуса и опыта. Об этом корреспонденту "РГ" рассказала член жюри конкурса идей для новогоднего оформления Москвы архитектор Татьяна Шмакова.
Мы обязательно должны увидеть праздник прежде, чем почувствуем его? Украшение напоминает нам о том, что пора радоваться?
Татьяна Шмакова: - Праздники - это традиции, в каждом из нас они заложены воспитанием, жизненным опытом и стилем жизни. Не обязательно что-то видеть, чтобы помнить день рождения своего ребенка или родителей, свой день рождение, наконец. Праздничное оформление города - это скорее не напоминание, а создание радостного настроения, праздничной атмосферы. Поэтому очень важно, чтобы оно было качественным. Когда среда выглядит гармонично, то находиться в ней комфортнее. Человек, даже ничего не смыслящий в искусстве, на подсознательном уровне всегда отличит хороший дизайн от плохого.
Какие праздничные даты особенно сильно влияют на вид улиц?
Татьяна Шмакова: Самое масштабное оформление в Москве производится к Новому году, ко Дню Победы 9 Мая и ко Дню города. Есть еще праздники поменьше, когда объем оформления гораздо менее значительный, но все равно бывают задействованы плакаты, отдельные декоративные элементы. Это такие известные праздники, как 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая, День Конституции, а также новые - День семьи, любви и верности, День народного единства.
С недавних пор темами городского оформления стали исконно русские традиционные праздники, связанные с православной культурой: Рождество, Масленица, Пасха. Меньше стал оформляться, пожалуй, только День народного единства. Раньше 7 ноября был одним из крупнейших праздников по объему оформления.
Из года в год перед новогодними каникулами и 9 мая мы видим на улицах одни и те же праздничные мотивы. Возможно ли, что привычные с детства символы уступят место новым?
Татьяна Шмакова: Для того, чтобы оформление перестало быть стандартным, повторяющим старые мотивы, нужны творческие конкурсы с привлечением как можно более профессиональных дизайнеров и художников. Проблема в том, что все высококлассные специалисты востребованы коммерческими заказчиками. Поэтому коммерческая реклама в отличие от оформления сделана намного качественнее. Пока считается, что тратить бюджетные деньги на дизайнеров - это непозволительная роскошь.
Удачной новинкой последних лет я считаю новогодние ели. Раньше - это было чудовищно - наряжали срубленные деревья надувными игрушками и гирляндами из ламп накаливания, которые красили в разные цвета и не могли ровно повесить. А сейчас есть проекты просто выдающиеся - металлоконструкции, полностью имитирующие настоящие деревья с ветвями. Таких красивых елок, как в Москве, нет ни в одном городе мира. Когда смотришь на кособокую елочку, кое-как увешанную игрушками на площади перед собором Святого Петра в Риме на Рождество, где собираются тысячи людей, думаешь: вот бы вам нашу красивую елку из Москвы сюда...
Порой кажется, что в городском оформлении не соблюдается единый стиль: каждый магазин и ларек волен делать то, что хозяин посчитает нужным.
Татьяна Шмакова: - Концепции разрабатываются отдельно к трем основным праздникам: Новому году, 9 Мая и Дню города, - и одна ко всем остальным праздникам, которые оформляются меньшим объемом. Реализация концепций происходит за счет средств городского бюджета.
Единые правила для всех остальных участников, в основном предприятий торговли, жестко навязываться не могут, так как это сразу сочтут притеснением бизнеса. Поэтому каждый ларек и магазин, в зависимости от своих финансовых возможностей и вкусов хозяина, лепит красоту себе сам. Но уже и то хорошо, что стали это делать. Вкус и мастерство разовьются с годами. Также придет и понимание, что лучше обращаться к профессионалам. Крупные магазины уже так и делают. Если посмотрите, как оформляются ЦУМ или "Весна", так можно просто на мастер-классы ходить.
В Европе накануне Рождества в сказку превращаются не только мегаполисы, но и провинциальные городки...
Татьяна Шмакова: - Украшение улиц европейских городов - это пример того, как можно правильно пользоваться приемами маркетинга. Это оформление организуется в основном за счет средств предприятий торговли. Бюджеты городов также принимают участие, но эти деньги не основные.
У нас пока все наоборот. И денег в бюджетах никогда не хватит на то, чтобы украсить каждый магазин. Но не сомневайтесь, мы уже скоро доживем до того, что наш бизнес подрастет и будет создавать все больше красивых проектов. Когда-то, еще лет 15-20 лет назад практически на центральных улицах города вывески пытались на фанерке краской рисовать. Может быть, уже совсем скоро мы перейдем к новому этапу, когда вывески начнут гармонично вписываться в архитектуру здания, а на праздничное оформление магазина и улицы бизнесмены будут заказывать проект.