Межведомственная рабочая группа по подготовке пунктов пропуска через госграницу РФ к чемпионату Европы по футболу, который пройдет в Украине и Польше с 8 июня по 1 июля, определила пункты пропуска болельщиков через границу России с Украиной и Польшей.
Это пункты Нехотеевка-Гоптовка, Троебортное-Бачевск, Матвеев Курган-Успенка. Во время Евро-2012 таможенники предложили ограничить грузовое движение через них. Так, в дни перед матчами планируется перенаправить грузовой автотранспорт на другие пункты пропуска и проинформировать автоперевозчиков об альтернативных маршрутах для грузоперевозок.
Тем временем Калининградская таможня открыла "зеленый коридор" на границе с Польшей. Им могут воспользоваться граждане, у которых нет товаров и вещей, подлежащих таможенному декларированию. Технология начала действовать в пилотном режиме в автомобильном пункте пропуска Мамоново-2- Гжехотки. Если его работа будет признана успешной, такие "коридоры" появятся и в других пунктах пропуска.
Впрочем, обособленную полосу на российско-польской границе представители калининградской таможенной службы планировали ввести в работу еще летом прошлого года, потом старт проекта перенесли на конец декабря. Как пояснил начальник Калининградской областной таможни Александр Кочнов, открытие "зеленого коридора" тормозил длительный процесс согласования.
Напомним, ранее польский сейм ратифицировал соглашение о малом приграничном передвижении между Калининградской областью и районами Польши. Документ предусматривает введение льготного режима передвижения, при котором жителям российского эксклава и сопредельных районов Польши для пересечения российско-польской границы потребуется не виза, а загранпаспорт и специальное разрешение. Действие режима, который должен вступить в силу летом, с российской стороны будет охватывать всю территорию Калининградской области, а с польской - значительную часть Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств, в том числе популярные у туристов города Гданьск, Гдыня и Сопот.
До вступления Польши в Евросоюз в 2004 году, когда жители Калининградской области могли без особых хлопот и бесплатно оформлять национальные польские визы, российско-польскую границу ежегодно пересекали около 3,5 миллиона россиян. Хенрик Мрозински, бурмистр польского города Бранево, расположенного в 70 км от Калининграда, вспоминает те времена как "золотые" для муниципалитета. Городской рынок Бранево ежегодно и не по одному разу посещали десятки тысяч калининградцев, а весь польский регион ездил на российском бензине.
В прошлом году консульство Польши в Калининграде выдало жителям российского региона 112 тысяч виз, а российско-польскую границу пересекли 2,2 миллиона млн человек. И если предположить, что после открытия границ количество пересечений вновь достигнет показателей начала "нулевых", предприятия туризма и торговли Польши ждет небывалый приток "безвизовых" калининградских клиентов.
Торговые компании, работающие на территории сопредельных с Калининградской областью польских регионов, уже готовятся встречать новых гостей из "маленькой России". "О конкретных мероприятиях пока говорить сложно. Однако известно, что некоторые магазины в приграничных городах Польши имеют большой товарооборот именно благодаря покупкам, которые совершают жители Калининградской области", - рассказал "РБГ" советник-консул, начальник отдела содействия торговле и инвестициям Генерального консульства Республики Польша в Калининграде Збигнев Сверчиньский. И добавил, что вступление в силу режима малого приграничного передвижения повлечет за собой облегчение контактов между польскими и российскими гражданами.
Как стало известно "РБГ", некоторые бюджетные продуктовые супермаркеты, расположенные неподалеку от границы между Польшей и Калининградской областью, уже приступили к расширению площадей для автопарковок. А в Бранево гостей из российского эксклава ждут еще с начала прошлого года. По словам Хенрика Мрозински, после первых сообщений о возможной ратификации безвизового режима три фирмы приобрели в Бранево землю под строительство крупных торговых центров. Главное, чтобы инвестиции польских предпринимателей в развитие приграничной торговли не оказались напрасными.