Вечером в канун 9 Мая мэр Москвы Сергей Собянин вышел прогуляться по Тверской, а заодно и посмотреть, достаточно ли хорош наряд столицы ко Дню Победы.
Час для этого выбрал удачный: солнце уже ушло, но ночь еще не спустилась, а потому небо было синим-синим, как море. Звезд над таким не бывает, а тут были! Целых 2,5 тысячи, как рассказал корреспонденту "РГ" руководитель департамента СМИ и рекламы Москвы Владимир Черников. Он знает это абсолютно точно, потому что эта инсталляция "Звездное небо" - одно из украшений, которые появились ко Дню Победы не только над главной улицей столицы, но и на Лубянской и Манежной площадях, над библиотекой имени Ленина, Большим театром... Над Тверской мерцающие звездочки видеть особенно приятно: ведь еще в прошлом мае на их месте висели тряпки рекламы, сквозь которые не то что неба над Москвой не было видно, но и домов! От рекламы городские власти решительно избавляются. Растяжек уже нет, как нет и строительных сеток на фасадах. На очереди - снятие крышных установок, которые еще пока диктуют свысока, какой марки телевизор покупать москвичам и какую воду пить. "Как только закончатся договора с фирмами на их установку, сразу уберем", - категорично заверил Черников.
Недавно для Москвы, где зимой солнца не бывает по 17 часов, была разработана программа развития единой светоцветовой среды на 2012-2016 годы. Первый ее этап, в ходе которого идут работы по оформлению Тверской улицы, проспектов Мира и Нового Арбата, сейчас в разгаре. Всего, как рассказал журналистам Сергей Собянин, будет художественно подсвечена 21 магистраль, а также налажено освещение 14 тысяч дворов (6 тысяч в этом году, 8 - в будущем). Причем работы будут вестись так, чтобы у каждой магистрали было узнаваемое лицо. Если в историческом центре в основу легло то самое звездное небо и архитектурная подсветка зданий, подчеркивающая их красоту, то в отдаленных районах будут использоваться световые гирлянды. Все они изготовлены из самых современных материалов и управляются из единого центра. Как заметил мэр, это дает возможность иметь три режима подсветки: одну - более скромную, рассчитанную на будние дни, вторую - для выходных и третью - праздничную. Впрочем, праздник празднику рознь, значит, и украшения нужны разные. "У Дня Победы основные цвета подсветки - оранжево-красный, у Первомая - бело-голубой, а у Нового года - все цвета радуги", - рассказал "РГ" Владимир Черников.
Больше будет в городе и видеофасадов. Первый, размещенный на здании Центрального телеграфа, так полюбился москвичам и гостям столицы, что многие специально приезжают на Тверскую полюбоваться, как детские руки рисуют словно на песке все новые и новые сюжеты: русского солдата-победителя в каске и его дочку с плюшевым мишкой в руках, победоносное наступление советских самолетов весной 1945-го и бегство немцев...Это ко Дню Победы, а к 8 Марта, Дню городу и другим праздникам - свои сюжеты. Скоро видеоэкраны появятся и на других зданиях Москвы.
Как сообщил заммэра по вопросам городского хозяйства Петр Бирюков, на 5 лет на украшение города из бюджета выделено 19 миллиардов рублей. Но это не исключает, подчеркнул он, необходимости экономить. Помогают в этом современные технологии, которые снижают затраты электроэнергии в три-четыре раза. Но еще важнее, пожалуй, и власти об этом помнят: чтобы блистательная красота не мешала людям. Такой урок у столицы уже был. В 90-е годы красным светом подсветили скульптурную композицию Зураба Церетели "Трагедия народов". Скелеты, словно обагренные кровью, выглядели так ужасно, что в районе Поклонной горы упали цены на квартиры.