Дмитрий Кириченко, кандидат юридических наук
Любой человек хочет жить в безопасности. И государство берет на себя эту функцию.
Но готовы ли мы платить дополнительно, если хотим большей безопасности для себя и своих близких, а законодатель предоставит нам такую возможность?
Практика заключения договоров, например с участковыми, уже существует, только называется этот документ по-другому. В соответствии с действующим приказом МВД РФ от 16.09.2002 N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" с сотрудником органов внутренних дел, назначаемым на должность участкового уполномоченного, в установленном порядке заключается контракт. В приказе приведен и перечень обязанностей участкового. Из документа следует, что участковый по сути является посредником между гражданами и органами внутренних дел, он работает с населением, знает, чем живут люди, какие проблемы существуют в конкретном районе. И ввиду этого именно участковый то важное звено полиции, в котором заинтересованы жители, им важно контролировать его работу, иметь возможность получать от него необходимую помощь и поддержку.
Увы, нынешняя система фактически исключает участие граждан в работе участкового. У них лишь есть право оставить мнение о его работе в специальной книге отзывов и предложений, пожаловаться его руководству или в конечном счете обратиться в суд. При этом известны лишь единичные случаи, когда обращения граждан смогли привести к кадровым изменениям. Ротация и текучка кадров приводит к тому, что в большинстве районов участковые то и дело меняются, а ведь работа с населением кропотливый аналитический труд. Лишь немногие знают, что он обязан минимум дважды в год обходить каждую квартиру, активно участвовать в жизни района и, конечно, быть в курсе всего происходящего.
Все службы охраны общественного порядка находятся в управлении федеральных органов власти и финансируются, соответственно, из федерального бюджета. Ответственность полицейского не ассоциируется с осознанием того, что конкретный гражданин платит деньги в виде налогов, идущие этому полицейскому на зарплату.
Граждане могли бы активнее участвовать в обеспечении собственной безопасности, если бы между ними и участковым были установлены гражданско-правовые отношения. Если предоставить населению возможность заключить с участковым договор, в нем можно зафиксировать обязанность граждан платить за услуги полицейского, а его обязанности будут вытекать из нового Федерального закона "О полиции".
Норматив штатной численности участковых устанавливается из расчета один уполномоченный на 3000 - 3500 человек. Если каждый гражданин согласится перечислять лишь 100 рублей в месяц, нетрудно посчитать, что зарплата участкового составит существенную величину. Конечно, не все согласны платить из своего кармана зарплату участковому. Но если идея получит поддержку в обществе, качество работы полицейских существенно улучшится. А если при этом расширить права участкового? Если у него будет возможность отстаивать права граждан при обращениях в органы внутренних дел или права потерпевших? Своего рода служба единого окна, но в полиции.
Многие скажут, что у участковых и так существуют льготы и дополнительные меры материальной поддержки. На бумаге действительно зафиксированы меры, стимулирующие их работу. Например, в соответствии со ст. 44 Закона "О полиции" предусмотрено право участкового полицейского на жилое помещение, он получает надбавку к зарплате. Но эти преференции не соответствуют объему хлопот, прилагаемых к должности.
Работа участкового напоминает работу шерифа в некоторых странах. Например, в США на федеральном уровне расследуются лишь те виды преступлений, которыми занимаются специальные службы. А вопросы, связанные с обеспечением правопорядка, находятся в ведении штатов и муниципальных образований. В округах действуют шерифы, и они избираются. Шериф отвечает перед обществом за ту работу, которой занимается. Если он не справляется со своими обязанностями и общество им недовольно, у него нет шансов быть переизбранным на новый срок.
Почему бы не создать подобную систему в России? Главная сложность, считают многие эксперты, заключается в том, что избранные народом участковые станут гораздо более независимыми. А руководство МВД к этому не готово. Но готово ли общество?
Реформа полиции протекает болезненно. Система стала сложной, а проблем много. Но перемены возможны при внедрении новых, неизвестных российскому праву и в то же время зарекомендовавших себя в развитых странах механизмов. Например, можно попробовать реформировать институт участкового. Перевести вертикаль административных отношений с участковым в горизонталь гражданско-правовых.