В волгоградском Музее-заповеднике "Сталинградская битва" в День Победы презентовали воздушный сенсорный экран - уникальную разработку российских ученых, не имеющую аналогов в мире.
К сенсорным панелям - на мобильных телефонах, планшетных компьютерах, платежных терминалах и банкоматах - все уже привыкли. Но в День Победы в Волгограде прошла презентация удивительного устройства - воздушного сенсорного экрана. Прибор так и называется: дисплаир, то есть "дисплей на воздухе". Это разработка группы молодых российских ученых из Астрахани. К слову, созданная ими компания является резидентом Сколково.
В холле музея-панорамы на дисплаире демонстрировалась виртуальная интерактивная экскурсия по Мамаеву кургану, многочисленные фотографии, хроника боев за Сталинград, компьютерные игры и даже праздничный салют на фоне ночного Волгограда, каждый залп которого пользователь вызывает движением руки. Попробовать устройство в действии могли все желающие.
Как это работает? Изображение проецируется на восходящий поток воздуха с мельчайшими частицами влаги, настолько мелкими, что они не оставляют следов - от них не запотевает стекло очков, не отсыревает бумага. Вода в этом состоянии не замерзает до минус 50 градусов.
Такой воздушный экран остается полностью проницаемым, но при этом чувствителен к прикосновениям - может реагировать одновременно на полторы тысячи касаний.
- Воздушные экраны сейчас в мире разрабатывает несколько компаний, - говорит разработчик дисплаира Максим Команин. - Но у всех у них, если подставить палец, воздушный поток рассекается, из-за этого невозможно использовать системы управления с помощью прикосновений. А у нас воздух обтекает препятствие, поэтому мы смогли использовать систему "мультитач" - множества касаний.
Конечно, дисплаир еще требует доработки - до конца этого года ребята планируют значительно улучшить качество картинки и повысить ее резкость, уменьшить "шумы", повысить антивандальные свойства устройства. Важно, что разработкой заинтересовались инвесторы, европейские компании.
- Европейцам чрезвычайно понравилась идея дисплаира, - говорит пиар-менеджер проекта Михаил Безрук. - Дело в том, что многие из них брезгуют пользоваться сенсорными экранами, которых до них касались тысячи незнакомых людей, из гигиенических соображений. Дисплаир же полностью решает эту проблему.
Вообще устройство открывает богатые возможности в сфере рекламы, массмедиа, компьютерных игр и для музеев.
- Дисплаир создает уникальный опыт применения новейшей технологии визуализации в музейной сфере, - говорит Михаил Безрук. - Не секрет, что сегодня многие музеи испытывают трудности с привлечением публики, особенно молодой. Интерактивные технологии могут стать мотивом, который заставит молодежь прийти в учреждения культуры.
С этой точкой зрения согласен и директор музея-заповедника "Сталинградская битва" Алексей Васин:
- Мы даже не ожидали, что устройство вызовет такой интерес посетителей, - говорит он. - Идея удивительная, свежая и привлекательная. Это первый росток очень большого проекта. Я не исключаю возможности, что после того, как ребята доработают устройство, "дотянут" качество изображения и его масштаб, мы будем работать с ними и дальше. Было бы интересно использовать дисплаир в практике музейной работы.