Олег Гришин: Стресс от избытка информации формирует депрессию

В НИИ физиологии Сибирского отделения РАМН с помощью лечебных компьютерных игр пациентам помогают не только поправить здоровье, но и обрести новые способности. О перспективах игрового биоуправления корреспондент "РГ" беседует с заведующим лабораторией физиологии дыхания доктором медицинских наук Олегом Гришиным.

Правда, что можно контролировать эмоции, изменяя дыхание?

Олег Гришин: Из реабилитационного курса для больных астмой эти работы переросли в нейробиореспираторное управление. Можно, например, входить в парамедитативное состояние. Человек останавливает дыхание, не чувствуя недостатка кислорода.

На какое время?

Олег Гришин: Сначала на 3-4 секунды, а потом от 10 до 20 секунд. Эта методика похожа на практики йоги, но мы пришли к этому своим путем. Психофизиология очень молодая наука. По-настоящему она начала развиваться благодаря появлению доступных мощных компьютеров, анализирующих большие объемы данных энцефалографии и возможности наблюдать онлайн за изменением активности головного мозга.

Почему сегодня человеку так важно учиться управлять своей психикой?

Олег Гришин: За миллионы лет эволюции человек адаптировался ко всем факторам среды обитания, кроме двух: потока информации и избытка сахара в рационе. Переживая стресс от избытка информации, мы формируем тревожность, депрессию. Постепенно на этом фоне начинают развиваться болезни. Но прежде чем человек заболеет, происходит рассогласование функций организма, появляются отклонения от функциональной нормы. На этом этапе еще можно не допустить развития болезни.

Мы показываем пациенту, как должно быть, он смотрит на экран и старается привести свои показатели в норму. В игровой форме это происходит наиболее эффективно. Думаю, со временем большинство таких методик будут общедоступны, а врач будет нужен только для назначений с учетом индивидуальных особенностей. Это относительно несложное оборудование - наушники с набором датчиков и микропроцессором - воткнул в ноутбук и тренируйся, поправляй здоровье. На Западе сейчас настоящий психофизиологический бум - разрабатываются системы индивидуального слежения за здоровьем с возможностью обратной связи, открываются психофизиологические клиники. У нас созданы свои уникальные технологии, но пока они не востребованы обществом.

Но ведь большинством функций организма мы не можем управлять, например, тем же давлением?

Олег Гришин: Ну почему же? Хотя артериальное давление и частота сердечных сокращений плохо контролируются сознательно, мы можем влиять на них косвенно - изменяя в основном психоэмоциональное состояние. Так можно даже электроэнцефалограмму подстраивать. Но эти методы требуют длительной тренировки - по 30-40 сеансов. Дыхание выгодно отличается тем, что мы можем им управлять сознательно. Хорошо известно, что изменение эмоционального состояния влияет на то, как мы дышим. Но оказалось, что существует и обратная связь: управляя дыханием, человек может контролировать психоэмоциональное состояние.

Каким образом вы помогаете преодолеть заикание?

Олег Гришин: Человек заикается из-за нарушения работы коры головного мозга, отвечающего за речь, - центра Брока. У ребенка это может проявиться не сразу, обычно в 5-8 лет. А к 10 годам центр Брока уже сформирован. Кстати, поэтому иностранный язык так сложно выучить после 10 лет. На уровне центра Брока исправить ничего невозможно, но мозг пластичен, и недостаток можно компенсировать за счет других участков коры. С помощью тренировок в коре создаются другие связи, которые реализуют речь. Мы учим преодолевать эмоциональный порог, не бояться того, что, выйдя на люди, пациент вновь начнет заикаться.

Много ли пациентов страдает от "ложной астмы", когда приступ вызывает не спазм бронхов, а неправильная работа мозга?

Олег Гришин: При астме, как правило, на начальном этапе возникает эмоциональная реакция: страх, тревога. И затем в похожей обстановке у пациента развивается одышка и при отсутствии бронхоспазма. Мы учим отличать реальный спазм от психогенной одышки. Это позволяет существенно снизить количество принимаемых лекарств.