В центре дизайна ARTPLAY показали "Сверлийский проект" Юхананова

Увертюра к опере "Сверлийцы" стала самостоятельным произведением-перформансом, показанном только что в Центре дизайна ARTPLAY его создателем Борисом Юханановым.

Она продлилась ровно один час 15 минут, собрав в качестве публики едва ли не всех деятелей современной культуры за последние четверть века - от Олега Кулика, Сергея Бугаева (Африки) и Владимира Мартынова до Алексея Германа-младшего и Чулпан Хаматовой .

В рядах самих создателей тоже соединились несколько поколений творцов нового искусства. Автор огромного "Сверлийского проекта", в который входят как увертюра, так и сам роман-опера "Сверлийцы" - Борис Юхананов, режиссер, педагог и теоретик нового кино и театра, один из создателей параллельного кино, в конце 80-х годов ХХ века создавший "Мастерскую индивидуальной режиссуры" ("МИР) - первую альтернативную школу кино-, видео- и театральной режиссуры. Хореография "сверлийцев" придумана постоянным соавтором Юхананова Андреем Кузнецовым.

В качестве композитора проекта выступил Дмитрий Курлядский, один из главных столпов нового поколения музыкального авангарда, создавшего (вместе с Сергеем Невским и Борисом Филановским) группу "СоМа". Художники проекта тоже принадлежат поколению, начавшему активно формировать искусство нового века: Анастасия Нефедова сочинила изысканные костюмы виртуальной цивилизации Сверла, а Степан Лукьянов нашел для нее общее пространственно-визуальное решение, прежде всего - в компьютерной графике.

Идеи и образы всего проекта оказались в сложном диалоге с тем, что принято называть современностью. Прежде всего - с идеей социального искусства и документальности, которые ищут новую  публику и новые темы в болезненных зонах  мегаполисов.

Более того - своим утопизмом, созданием иной цивилизации проект Юхананова сближается с радикальными явлениями раннего отечественного и европейского авангарда. В нем слышны отголоски  будетлянских радений и экспериментов футуристов, подхватываются амбиции "Победы над Солнцем" и одновременно - изысканных барочных парадов XVII века. Музыка Дмитрия Курляндского, чьи нежные шепоты поначалу напоминают лепет того самого младенца, который сидит весь спектакль на руках у воспитателя-рассказчика, постепенно все отчетливее обнаруживает свою связь с изысканной и сложной барочной полифонией.

Одновременно с этим мифология Сверлии восходит к древней крито-микенской цивилизации, по отношению к которой даже греческая культура выглядит декадансом и упадком. Именно там, среди фресок Кносского дворца, и обнаружил Юхананов изображение Принца Лилий, который стал прообразом его Сверлийского Принца, призванного спасти  цивилизацию Сверла от гибели. Из останков сгинувших культур, по правилам новейшего и древнейшего жанра фэнтези,  Юхананов и сочинил свой миф о Сверлии - вечно гибнущей и вечно живущей потусторонней вселенной, принадлежность к которой он неожиданно обнаружил…в себе самом.  

В вытянутом вдоль Яузы пространстве  выставочного зала в Центре дизайна ARTPLAY вытянулась сияющая "пристань" Сверлии. Каналы, по которым движутся сверлийские гондолы, расположились на фоне фантастического ландшафта, похожего одновременно на Венецию, Иерусалим и Петербург.

Миссия рассказчика (Илья Пермяков) состоит не только в том, чтобы рассказать нам миф о Сверлии, но и околдовать публику (и младенца)  такими интимно-достоверными интонациями, которые возникают только в реальных отношениях ребенка с отцом, рассказывающим сказку на ночь. И чем интимней и инфантильней этот отцовский "лепет", тем с большей безусловностью мы переселяемся в фантастическую цивилизацию.

Сверлийский хор под руководством Ольги Власовой в диковинных платьях звучит барочными голосами - контратеноры, альты, сопрано, басы и теноры и движутся в стилизованном египетском танце, разворачивая ладони и ступни в одной плоскости.

Через  час и 15 минут восставшая из праздничной фантазии и прибывшая на набережную Яузы Сверлия сворачивается на глазах околдованной публики и замирает, оставляя нас с ощущением небывалой, без всякого 3D, телепортации в ИНОЕ.