Российским кинотеатрам, игнорирующим ЕАИС, грозит закрытие или штрафы

Почти тысяче кинотеатров России грозит закрытие. Или штраф до 200-400 тысяч рублей, если они продолжат игнорировать Единую автоматизированную информационную систему учета кинобилетов. И не будут показывать полную выручку от проката российских фильмов.

На таком ужесточении наказания будет настаивать министерство культуры, сообщили "РГ" в ведомстве, несмотря на то, что минэкономразвития не поддержало инициативу ни по увеличению штрафов, ни по временному закрытию кинотеатров.

Сейчас штрафы 300-500 рублей, меньше, чем стоит один билет на 3D-сеанс. И только чувствительные поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые министерство подготовило в Госдуму, заставят демонстраторов фильмов исполнять новую норму закона о поддержке кинематографии, пояснили "РГ" в минкультуры.

Мимо кассы

Единая автоматизированная информационная система учета кинобилетов (ЕАИС) в режиме онлайн отслеживает все, что происходит с показами отечественных фильмом во всех кинотеатрах страны, совпадает ли количество проданных билетов с числом сидящих в зале зрителей. По мнению ее создателей, ЕАИС должна расставить точки над "i" в споре создателей, правообладателей фильмов и владельцев кинотеатров. Министерство культуры уже год безуспешно пытается ее внедрить. По данным, которые приводит начальник управления статистики и аналитики ГИВЦ Минкультуры России Сергей Мокров, ежедневно информацию в ЕАИС передают лишь около 220 демонстраторов из 1182, зарегистрированных в ней.

40% выручки кинопоказа остается в тени

Цель внедрения системы - поставить киноиндустрию на коммерческие рельсы и самоокупаемость, наладить возвратность кассовых сборов, вывести показы "из тени". При средней ежегодной выручке кинотеатров в миллиард рублей в серой зоне, по расчетам экспертов, остается не менее 400 миллионов рублей. Производители же фильмов, которые несут львиную долю затрат, теряют от 20 до 50 процентов сборов. С помощью системы "мы можем получить реальную картину окупаемости фильмов и увидеть потенциал рынка", говорит замдиректора департамента кинематографии минкультуры Игорь Каллистов. А значит, эффективнее спонсировать лучших российских кинематографистов, субсидировать производство, прокат и показ фильмов. На это, кстати, в 2012-2014 годах из бюджета запланировало по 4,3-6 миллиардов рублей. Есть также идея поощрять кинокомпании, фильмы которых собирают более миллиона посещений в год. А 10 процентов от кассовых сборов направлять на возмещение затрат на продвижение кинохитов.

Билет раздора

В минэкономразвития предложения коллег из минкультуры об ужесточении наказания демонстраторам не поддерживают. И объясняют это тем, что принудительные санкции за неподключение к Единой автоматизированной федеральной системе учета кинобилетов могут дестабилизировать работу кинотеатров, говорится в заключении об оценке регулирующего воздействия. Сами участники рынка показа отмечают, что "штрафами можно разорить с десятка два кинотеатров, но вряд ли это изменит ситуацию в киноотрасли к лучшему". По статистике, из ста российских фильмов окупается только пять. Продюсеры и режиссеры в ответ уверяют, что многие фильмы пользуются успехом, но кинотеатры мухлюют и обсчитывают. Продюсеры и режиссеры даже нанимают "обходчиков", которые буквально "по головам" считают зрителей в кинозалах, и, бывает, этот замер не сходится с данными кинотеатров, рассказал Мокров.

При существующей системе кассового оборота производители фильмов, которые несут львиную долю затрат, теряют от 20 до 50 процентов сборов

По словам Олега Березина, президента некоммерческого партнерства "Киноальянс", в который входят до 70 процентов кинотеатров, сообщество не против идеи ЕАИС, но против ее изначально устаревших технических требований. Во-первых, поясняет Березин, демонстратор обязан приобрести либо дорогостоящий автоматизированный билетный комплекс, либо программу. И вручную загружать сведения по каждому реализованному билету - дату, время сеанса, название фильма, номер прокатного удостоверения, номер и название кинозала, номер ряда и места, цену билета и скидку на него. Подключение билетного комплекса обойдется примерно от 150 до 300 тысяч рублей плюс обслуживание, оплата Интернета. Для провинциальных кинотеатров в малых городах или поселках - накладно. Тем более, если прокатчик предоставляет фильм, на котором в зале сидят десять человек, и сборы не позволяют покрыть эксплуатационные расходы на показ.Кстати, на 361 коммерческих кинотеатра в России приходится 1521 - муниципальных. А государственного финансирования по субсидированию автоматизированного билетного хозяйства для малобюджетных кинотеатров нет. Во-вторых, уверяют прокатчики, строгие параметры кинобилета не гарантируют объективного учета и контроля. Способов обмана или их искажений много - можно выпустить двойную бобину с одинаковыми билетами, перераспределить часть их с вечернего сеанса на недорогой утренний.

Не в Голливуде

Ошибки при загрузке данных, неутвержденная нормами процедура передачи информации - слабые места ЕАИС, признают эксперты. А любое нарушение может привести к закрытию кинотеатра, если наказание для прокатчиков будет ужесточено. Не ясно и кто будет контролировать кинотеатры. Местные органы культуры? Или специальные бригады из минкультуры? Тогда каким должен быть порядок и сроки проверки? Тем более что сфера деятельности кинотеатров сегодня находится вне поля контроля министерства культуры. С упразднением органов кинофикации кинотеатры остались без госрегулирования. За ними сегодня присматривают муниципалитеты. В случае каких-то нарушений должны подключаться прокуратура и налоговые службы. Справедливости ради надо сказать, что пока кинотеатры не вызывали у них серьезных нареканий.

В Америке, Франции, других странах с развитой и экономически оправданной киноиндустрией отчеты о кассовых сборах идут, как по маслу. Но кассовой дисциплиной там занимаются частные компании, развита система заключения добровольных договоров между кинотеатрами и дистрибьютерами фильмов, отдающих их в прокат. Один из таких крупных частных американских кинопрокатчиков, кстати, предложил услуги российскому кинорынку. Но они оказались не востребованными. "В Америке 40 тысяч киноэкранов против 7 тысяч в России, - поясняет "РГ" главный редактор Рroficinema. ru Нина Ромадановская. - За право "крутить" блокбастеры зарубежные киношники конкурируют, поэтому вынуждены выполнять все требования прокатчиков. А те в ответ выбирают самых исполнительных. А у нас создатели фильмов сами "борются" за кинотеатры, порой только не танцуют, чтобы демонстраторы взяли его на экран". Понятно, что в такой ситуации кинотеатры, по словам эксперта, диктуют правила игры.

Конец фильма

На разработку и внедрение системы из бюджета уже израсходовано около 23 миллионов рублей, на содержание планируется тратить по 6,4 миллиона в год. И до 2015 года все кинотеатры, включая даже киноустановки в местных клубах, обязаны автоматизироваться. Это требование закона. Споры по ЕАИС явно затянулись. Причем стороны, как выяснилось, не против строго учета. Примерно такая же ситуация была и при внедрении аналогичной системы в алкогольной отрасли. В конце концов, она работает. Процент левого спиртного на рынке начал снижаться. ЕАИС - тоже не догма. Например, многие эксперты, опрошенные "РГ", предлагают разработать "электронный билет" единого образца, который бы пришел на смену бланку строгой отчетности "кинобилет". Есть предложение внедрять терминалы , которые бы подключались напрямую к ЕАИС. В минкультуры не против усовершенствования системы. Но это не освобождает кинотеатры от выполнения уже принятого закона, подчеркивают в ведомстве.

официально

Позицию министерства "РГ" прокомментировал заместитель министра культуры Григорий Ивлиев.

Григорий Петрович, так сколько доходов кинотеатров сможет вывести из тени система?

Григорий Ивлиев: До 30 процентов доходов, которые сегодня незаконно получают демонстраторы. А это значит, что свою долю прибыли в большем объеме получат кинематографисты, появятся средства для оплаты их труда, для создания новых отечественных фильмов. Возвратность средств за производство фильма в России находится в зачаточном состоянии. Не происходит и капитализации кинорынка. Причем, в значительной мере из-за того, что капиталы оседают в прокате.

Но у демонстраторов есть серьезные претензии к ЕАИС.

Ивлиев: Кинотеатр не заинтересован в подаче точных сведений. А система выстроена и информационно, и технологически. Ее главный минус - она не администрируется. Не исполнять норму закона должно быть экономически невыгодно. И одним из механизмов предупреждения неправомерного поведения должно быть административное наказание.

Кто же все-таки будет контролировать кинотеатры?

Ивлиев: Многие сетевые кинотеатры Москвы, Санкт-Петербурга, понимая важность ЕАИС, используют ее. Мы, как регулятор, не должны допускать, чтобы добропорядочные участники рынка были в худшем положении по сравнению с теми, кто игнорирует систему.

Те, кто подают сведения онлайн, - не требуют проверок. А с остальными и нужно разбираться. Нам известны все кинотеатры, которые не подключены к системе. Контролировать должны заинтересованные лица - продюсеры кинокомпаний, авторы фильмов, режиссеры. Мы будем информировать ассоциации продюсеров, кинематографическое сообщество, по каким регионам и кинотеатрам нет сведений.