Митинг, состоявшийся на днях в подмосковном городе Жуковский, трудно назвать акцией протеста. Лозунги местных жителей были выдержаны в конструктивном духе. Участники акции выразили категорическое несогласие с теми, кто блокирует строительство подъездной дороги к наукограду и создаваемому в его черте Национальному центру авиастроения. И заявили о праве самим решать, как будет развиваться их родной город.
Настрой, с которым вышла на митинг общественность подмосковного наукограда, можно выразить одним словом - "накипело". Жуковский давно стал заложником транспортной системы. Ежедневно через город проходит не менее 50 тысяч автомобилей, забивая до отказа узкие улицы. Ситуацию осложняет и регулярный наплыв посетителей выставки Международного авиакосмического салона (МАКС). А возведение здесь Национального центра авиастроения грозит городу полным транспортным коллапсом.
Развязать дорожный узел должна подъездная трасса, которая пройдет через зеленый массив - Цаговский лес: транзитный поток автотранспорта пойдет в обход жилых кварталов. Проект строительства автодороги был утвержден на федеральном и на региональном уровнях еще четыре года назад. Для учета мнения горожан проведены публичные слушания, результаты которых были направлены вместе с проектом в госэкспертизу. Тем не менее очередную выставку МАКС Жуковский рискует встретить сплошными автомобильными заторами. Дело в том, что развернувшиеся здесь дорожные работы блокирует группа независимых экологов.
На первый взгляд, позиция "зеленых" сформулирована логично. Лидеры экологического движения требуют расширить уже существующую автотрассу за счет прилегающих территорий. Но простота этого решения ошибочна. Любой из возможных вариантов строительства дороги предусматривает вырубку леса в объемах, сопоставимых с утвержденным проектом. А тот, который принят в работу, один из наиболее щадящих с точки зрения экологии. Причем "обходные" маршруты обойдутся госбюджету значительно дороже. К тому же в Жуковском прилегающие к трассам земельные участки давно заняты разнообразными "хозяйствующими субъектами". Опыт показывает, что двух-трех судебных исков будет достаточно, чтобы заморозить стройку на долгие годы.
Похоже, не разобрались "зеленые" и в том, что именно они защищают. Активистам экологического движения, по преимуществу жителям столичного мегаполиса, любая роща представляется уголком нетронутой природы. Но Цаговский лес находится в катастрофическом состоянии. Причем не по вине дорожных служб. Более чем полвека назад здесь был проложен канализационный коллектор, собирающий сточные воды Жуковского и ближайших крупных поселков. Вместо дорогих металлических труб строители использовали недолговечные асбестовые. В результате, после нескольких масштабных прорывов, Цаговский лес был заражен фекалиями. Заменить канализационные трубы предполагалось в ходе строительства подъездной дороги. Поэтому, остановив дорожные работы, спасти лес не удастся. Более того, уже через несколько лет гулять в нем можно будет только в противогазе.
Собственно, крайне сомнительная перспектива жить в загазованном городе на краю зараженного леса и вывела горожан на митинг. А еще, жителей Жуковского серьезно заботит будущее родного наукограда. По инициативе главы государства Жуковский должен стать одним из центров технологического возрождения России. Строительство подъездной автотрассы играет в этом плане едва ли не ключевую роль. Именно эта дорога станет основой транспортной инфраструктуры Национального центра авиастроения, где разместятся конструкторские бюро, транспортно-выставочный комплекс и особая экономическая зона. Вместе с этим объектом федерального значения будет расти и город. Причем не только экономически. В 2008 году после указа президента к Жуковскому были присоединены земли, по размеру сопоставимые с прежней территорией города. Подъездная трасса должна объединить новую и старую части Жуковского, которые разделены Москва-рекой и рекой Быковской, сделав его одним из крупнейших наукоградов страны.
Конечно, Цаговский лес дорог жителям Жуковского. Но, судя по резолюции митинга, выбор горожан остается за новой дорогой. Общее мнение собравшихся высказал в разговоре с корреспондентом одного из российских телеканалов директор Летно-испытательного института Герой России Павел Власов. "Все хотят, чтобы Жуковский возрождался как Национальный центр авиастроения. Чтоб возродилась наша уникальная специализация, которая гремела на всю страну в тридцатые годы..." - отметил он. И подчеркнул, что вряд ли все "улучшится автоматически", если ничем не жертвовать. Особенно если "жертва" эта - сугубо символическая.
Жители обновленного Жуковского вряд ли будут жаловаться на недостаток зеленых насаждений. Расчет простой: под строительство подъездной дороги вырублено 12 гектаров Цаговского леса - около 8% его территории. Эти потери с лихвой будут возмещены масштабной посадкой двух тысяч деревьев и компенсацией в 171 млн рублей, которые уже перечислены в городской бюджет. К тому же генеральный план города предусматривает обустройство новой "зеленой зоны" площадью в 300 га. Этот лес наверняка станет любимым местом отдыха горожан. Хотя бы по причине отсутствия в нем канализационного коллектора...
Евгений Солодилин, официальный представитель администрации города Жуковский:
- У нас в городе есть Центральный аэрогидродинамический институт, Летно-исследовательский институт, несколько других авиационных предприятий, коллективы которых по праву гордятся своими уникальными разработками. Тем временем около 62% молодых жуковчан сегодня ездят работать в Москву. В соответствии с концепцией Национального центра авиастроения Жуковский станет всероссийским научно-авиационным центром. Это не потребует каких-то огромных инвестиций. Более того, перевод в Жуковский ведущих конструкторских бюро, строительство дороги и развитие городской инфраструктуры позволит резко увеличить количество рабочих мест. А значит, наша молодежь сможет реализовать себя в родном городе.