Немецкая компания может выйти из проекта Nabucco

Амбициозный проект Nabucco, призванный обеспечить поставки каспийского газа в ЕС в обход России, разваливается на глазах. Немецкая компания RWE AG усомнилась в целесообразности своего участия в консорциуме.

Как выяснил еженедельник Der Spiegel, руководство RWE всерьез рассматривает варианты выхода из проекта (немецкой компании принадлежит 16,67% акций - наравне с австрийской OMV Gas GmbH, турецкой Botas, болгарской Bulgargaz, румынской Transgaz S.A. и венгерской MOL). "Сейчас мы проверяем, остаются ли в силе наши коммерческие и стратегические требования к Nabucco", -дипломатично прокомментировал ситуацию источник в концерне. Окончательное решение пока не принято, однако о возможной перспективе уже проинформированы чиновники в Берлине и Брюсселе.

В RWE говорят: определяющим фактором является наличие гарантированной сырьевой базы при минимальных затратах. Однако строительство трубопровода подорожало почти в два раза - с 9 до 15 миллиардов евро (по некоторым оценкам, его стоимость увеличилась до 20 миллиардов). В то же время консорциум так и не заручился гарантиями поставок газа от Азербайджана и Туркмении. Ранее, в апреле этого года, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан объявил, что государственная компания MOL собирается выйти из консорциума или сократить свое участие - из-за "неопределенных перспектив".

Согласно первоначальной задумке газопровод мощностью 31 млрд кубометров в год должен был пройти через Азербайджан, Грузию и Турцию по территории Болгарии, Венгрии и Румынии до Австрии. В таком виде Nabucco становился конкурентом российского "Южного потока". Начало его строительства было намечено на 2013 год. Однако несколько месяцев назад стало ясно: из-за отсутствия гарантий заполнения трубы объемы перекачки придется сократить почти вдвое. Кроме того, отправной точкой Nabucco теперь называют уже не каспийское побережье, а Болгарию, откуда газ пойдет до Австрии. Правда, в будущем "урезанный" Nabucco может соединиться с так называемым Трансанатолийским газопроводом (TANAP), планы строительства которого вынашивают Азербайджан и Турция. Однако пока он тоже существует только на бумаге.

комментарий

Сергей Пикин, директор фонда энергетического развития:

- Нерешенность вопроса, кто и каким образом наполнять трубу газом, изначально была главной проблемой "Набукко".

Переговоры о поставках велись с азиатскими республиками бывшего Советского союза, но до подписания контрактов дело так и не дошло. Еще одним минусом для инвесторов стало увеличение стоимости проекта.

Когда он существовал только на бумаге, в виде картинок на столах у чиновников Еврокомиссии, лоббировавших этот проект, смета была одна. Как только его начали прорабатывать детально, оказалось, что все гораздо сложнее, чем представлялось на первый взгляд. В итоге, проект подорожал почти вдвое.

Вообще, "Набукко" в большей степени политический, нежели экономический проект. С его помощью Еврокомиссия хотела ослабить влияние России, как основного поставщика топлива в Европу.

Но в еврозоне кризис и тамошние компании не хотят зря рисковать, вкладываясь в долгосрочные проекты. Так что у "Набукко" не много шансов быть реализованным. России это на руку. Компании, которые сейчас выходят из "Набукко", вполне могут присоединиться к нашему более реальному и более перспективному "Южному потоку".