На рынке обязательного аудита сегодня наступили тяжелые времена. Сокращение спроса из-за изменения порогового критерия для обязательного аудита и спровоцированный неразумным регулированием госзакупок аудиторских услуг демпинг привели к стагнации.
За 2011 год ни один показатель рынка не вырос ни на йоту. Это хорошо живописуют опубликованные на сайте минфина основные показатели российского рынка аудиторских услуг и деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2011 году.
По данным ведомства, право на осуществление аудиторской деятельности в России сегодня имеют 5,2 тыс. аудиторских организаций и тысяча индивидуальных аудиторов (по состоянию на 31.12.2011). Более трети аудиторских организаций сосредоточены в Москве, около 70% существуют на рынке более 5 лет. Более 60% аудиторских заключений по обязательному аудиту в 2011 году было выдано с выражением безоговорочно положительного мнения, 32,7% - с выражением мнения с оговоркой. Лишь 3% заключений носят негативный характер и выражают сомнение в том, что клиент в состоянии продолжать свою деятельность.
Любопытно, что в структуре доходов аудиторских организаций прибыль от проведения собственно аудита составляет менее половины в Москве (44,9%), чуть больше в регионах - 54,9%. Доля доходов от оказания сопутствующих аудиту услуг в столичных аудиторских компаниях составила 10,5%, в регионах - 3,1%. Зато выгода от оказания прочих услуг налицо - 45% в Москве и 42% - в регионах. Какие именно услуги имеются в виду, не разглашается.
Количество клиентов, бухгалтерская отчетность которых проаудирована, за последние три года уменьшилось. Если в 2009 году по России их насчитывалось свыше 92,6 тыс., то в 2011 году уже 75,5 тыс. Среди них 23,1% пришлось на предприятия оптовой и розничной торговли, 11,4% - строительные компании, 12,1% - обрабатывающие производства, 6,9% - финансовые организации и 5,4% - предприятия транспорта и связи.
Самым заметным событием на рынке аудита в прошлом году стало введение единого аттестата для проведения аудита общественно значимых организаций. По мнению экспертов, регулятор слишком завысил предъявляемые требования, и сегодня обсуждается вопрос о снижении планки правильных ответов с 84 до 75%. Сама процедура получения нового аттестата обоснованна и справедлива, считает президент аудиторско-консалтинговой компании ФБК Сергей Шапигузов. По его словам, новый аттестат сегодня следует рассматривать как часть обязательного повышения квалификации аудиторов, только теперь нужно еще сдавать и экзамен.
- Никаких принципиальных изменений на рынке не произошло. Тендеры и конкурсы по выбору аудитора проходят по тем же критериям, что и раньше. О недостатках системы, в которой цена определяет все, было сказано уже немало. Также мало изменилось и отношение клиентов к аудиторскому заключению - часто клиента интересует факт наличия заключения, а не результат аудиторской проверки. Все это и приводит в конечном итоге к тому, что на нашем рынке процветает демпинг, - отметил Шапигузов.
Перспективы обязательного аудита туманны. Вполне можно ожидать дальнейшего сокращения рынка, считает партнер отдела аудита КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов, прекращения деятельности части аудиторских организаций и ухода квалифицированных специалистов в другие сферы деятельности. По мнению экспертов, необходимы еще более высокие количественные критерии по обязательному аудиту. "Сегодня по-прежнему под обязательный аудит подпадает достаточно много компаний, которые в обязательном аудите не нуждаются. У их аудиторских заключений просто нет заинтересованного пользователя", - пояснил Сергей Шапигузов.
Несколько оптимистичнее выглядит ситуация в сфере аудита МСФО отчетности крупных российских компаний. Рынок крупных игроков и МСФО аудита более стабильный, он поддерживается реальным спросом со стороны участников рынка капитала, пояснил Алтухов. "В то же время особенной положительной динамики в этом сегменте рынка ожидать не приходится - сложившееся преимущественное развитие государственной экономики - не лучшая почва для роста аудита", - подчеркнул эксперт. По его словам, даже обязательный переход на МСФО не сильно помогает ситуации, так как практически все, кто попадает в сферу действия закона о консолидированной отчетности, давно уже перешли на международные стандарты и пользуются услугами крупных аудиторских компаний.
После вступления в силу новых требований закона об аудиторской деятельности, предусматривающих обязательное членство аудиторской организации в СРО, количество компаний резко сократилось. Многим необходимо было проанализировать открывающиеся горизонты - с одной стороны, право осуществления обязательного аудита, а с другой - расходы, связанные с членством в СРО. "Благодаря тем, кто сделал выбор в пользу статуса организации, в 2010 году количество аудиторских компаний заметно увеличилось, однако прежнего уровня все равно не достигло. Тем не менее в 2010 году вновь созданные аудиторские организации составляли 9,1% от общего числа, а в 2011 году - только 2%", - говорит заместитель генерального директора "Нексиа Пачоли" Юлия Емельянова. По ее словам, структура аудиторского рынка без существенных изменений сохраняется уже несколько лет: крупные компании составляют всего 1,3% от общего количества аудиторских организаций и обслуживают 12-14% клиентов. При этом их доля в общем объеме оказанных услуг составляет около 60-61%. Региональное распределение также не меняется уже очень давно - около 35-36% аудиторских компаний зарегистрировано в Москве, а их доля в объеме оказанных услуг составляет 71-74%.
Говоря о тенденциях развития российского аудиторского рынка, эксперты отметили очевидное и закономерное снижение доходов от проведения аудита и увеличение доли прочих услуг в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Динамично развивается рынок ИТ и кадрового консалтинга, что, по мнению Юлии Емельяновой, свидетельствует о повышении требований бизнеса к качеству управления и повышению эффективности. Более востребованными стали услуги оценщиков. Как пояснил Сергей Шапигузов, это связано с тем, что сегодня оценка часто требуется в соответствии с законодательством. То, что эта услуга реально востребована, - свидетельство того, что бизнес становится более цивилизованным, уверен эксперт. В итоге значение оценки как элемента управления бизнесом в последнее время неуклонно растет - в отличие от аудита.