Число претендентов на призы Каннского фестиваля быстро растет - конкуренция становится накаленной. Во вторник очень теплого приема и у прессы и у публики удостоилась картина британского режиссера Кена Лоуча "Ангельская доля".
Девиз фильма: "Наслаждайся ответственно!". Самый социально ориентированный режиссер западного кино напоминает нам, что вечно твердивший об ответственности социалистический реализм - не советское изобретение. Герой ступает на тропу исправления так сознательно, его перевоспитание идет такими ударными темпами, что впору вспомнить лучшие из лент Студии имени Горького. Его душа жаждет исправления, как иссохшая земля - воды. И в аннотации к фильму Кен Лоуч не преминет напомнить о тлетворном влиянии социальных условий: количество безработной молодежи в Британии перевалило через миллион. "Мы хотели рассказать историю о новом поколении молодых людей, для которых будущее видится пустым. Они не смогут найти работу - постоянную, надежную. Нас интересовало, как это сознание влияет на людей, какими они себя видят".
"Ангельская доля" снова снята в любимом Лоучем и его сценаристом Полом Лаверти городе Глазго. Герои говорят с таким сногсшибательным шотландским акцентом, что фестиваль счел нужным снабдить картину английскими субтитрами. Снимались непрофессиональные актеры, а сам фильм снимался на документальной натуре: тусклые улицы рабочих предместий, скудный быт и подробно показанная экскурсия на реальный завод, где в дубовых бочках десятилетиями настаивается крепчайший виски. Виски в фильме дегустируют так ритуально, трепетно и смачно, что алкогольные компании должны были бы целиком оплатить производство картины: к финалу с трудом преодолеваешь желание бежать в ближайший супермаркет.
Робби, парнишка с трудным детством, прошел и через наркотики, и через поножовщину на грани убийства, и фильм начинается со сцены в суде, где шериф, снисходя к его молодости и перспективе в ближайшие дни стать отцом, приговаривает его всего только к исправительным работам. Рождение сына и сильный педагогический прием - очная ставка с покалеченным им парнем - переворачивают его сознание. Он хочет измениться, хочет стать другим и патетически клянется своему первенцу, что никогда, никогда, никогда больше не поднимет руку на человека. И ясные его глаза доказывают, что так и будет.
Патетика успешно микшируется выбранным жанром: Кен Лоуч снял комедию. Сначала комическое проскакивает в диалогах нормальной с виду социальной драмы, но когда герои пускаются в решающую авантюру - и события, и музыка, и даже пейзаж незаметно дрейфуют в комедийное русло. Авантюра связана с попыткой заработать, украв толику коллекционного виски баснословной ценности. Облачившись в клетчатые шотландские юбки, трое парней и одна девушка собираются проникнуть в святая святых - туда, где в вечной темноте зреет букет волшебного напитка. Комическое преступление свершается в тональности фильма "Одиннадцать друзей Оушена" и заканчивается трогательным приношением одной из бесценных бутылок доброму наставнику молодежи Харри (Джон Хэншоу) - в знак признательности за подаренный шанс стать хорошим.
В роли Робби - Пол Брэннингэн, который и сам наркотиков не чужд, и в тюрьме сиживал, и как раз потерял работу, так что предложение драматурга Пола Лаверти пойти на кастинг к Лоучу подоспело вовремя. Играть оказалось не так трудно: "Я никогда не учился актерскому ремеслу и решил просто довериться своему инстинкту". Пол Брэннингэн в фильме более чем достоверен, но тоже напоминает образцового героя советских фильмов о перековке заблудших. Да и публика в зале, как я заметил, аплодировала с особенным энтузиазмом столь редкому теперь позитивному "посланию" фильма.
Картина Лоуча оправдала лучшие зрительские ожидания, и все разошлись в полном восторге.