В Казани обсудили перспективы развития исламских банков

В Казани 17-18 мая прошел четвертый ежегодный форум "Экономическое сотрудничество России и стран Организации исламского сотрудничества (ОИС)". По инициативе Совета Федерации в этом году повестка дня форума пополнилась межпарламентской конференцией "Парламентарии исламского мира за установление благоприятного делового и инвестиционного климата", в рамках которой состоялся "круглый стол" "Диалог цивилизаций". В конференции приняли участие депутаты парламентов из Азербайджана, Алжира, Бахрейна, Египта, Казахстана, Кувейта, Кыргызстана, Марокко, Омана, Пакистана, Палестины, России и Турции. Делегацию Федерального Собрания РФ возглавлял заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов. "РГ" публикует статью вице-спикера верхней палаты Российского парламента, посвященную вопросам, обсуждавшимся на Казанском форуме.

Прежде чем перейти непосредственно к предмету состоявшейся в Казани межпарламентской встречи, необходимо вкратце пояснить, почему вопросы экономического взаимодействия с исламскими странами требуют отдельного подхода, отличного от принятого во взаимоотношениях неисламских государств.

Мусульмане, как и приверженцы других религий, стараясь следовать божественным заповедям, сталкиваются в земной жизни с порой весьма непростыми практическими вопросами. Среди строгих запретов Ислама - заповеданный пророком Мохаммадом запрет на ростовщичество. Переходя на язык современного банковского дела, это означает неприемлемость взимания процентов, как по вкладам, так и при кредитовании. Для человека, привыкшего к европейским финансовым нормам и правилам, может показаться, что такое ограничение делает банковский бизнес просто невозможным, ведь в традиционной финансовой системе, главенствующей в современном мире, именно банковские проценты служат "двигателем развития".

Между тем исламские банки существуют, их капитализация и удельный вес в мировой финансовой системе неуклонно растут, как растет и число их вкладчиков, причем не только среди мусульман. Особенно заметной эта тенденция роста стала после мирового финансового кризиса, от которого в наименьшей степени пострадали как раз банки, придерживающиеся в своей работе исламской правовой системы. Именно это обстоятельство заставило экспертов говорить о неизбежном грядущем изменении "архитектуры мировых финансов", а руководство многих крупных традиционных банков и некоторых европейских государств пересмотреть ряд стратегических позиций.

Так, Великобритания за последние годы внесла в свою нормативно-правовую базу изменения, благоприятствующие оказанию исламских финансовых услуг. В Европе на этот путь вступили Франция и Германия. Схожие ближайшие планы имеются в АТР - у Японии, Гонконга, Сингапура, Южной Кореи. Европейским центром (хабом), по структуризации сделок, использующих исламские финансовые инструменты, является Люксембург.

Сегодня исламские финансовые институты (ИФИ) существуют в 75 странах, в том числе в немусульманских (включая страны Западной Европы и США). По данным МВФ в мире функционирует около 400 исламских банков. Тенденцией последних лет стало обязательное наличие условий для функционирования ИФИ в юрисдикциях, претендующих на статус международных финансовых центров. По данным Секретариата по исламским финансам в Великобритании (UKIFS), после традиционных лидеров по объему финансовых активов - Ирана, Саудовской Аравии, Малайзии, Кувейта, Бахрейна - 9-е место занимает Великобритания: $10,4 млрд. Услуги на рынке исламских финансов в этой стране предоставляют 23 банка. По данным Исламского банка развития, прирост исламских финансовых активов за последние 15 лет составлял около 15% в год, а их общий объем к концу 2015 года может составить более 2,8 триллиона долларов.

Говоря о странах СНГ, следует отметить сильную государственную поддержку быстрому появлению ИФИ в Казахстане и Кыргызстане, подготовку к их появлению в Узбекистане и Таджикистане. В свете создания и дальнейшего расширения Таможенного союза и единого экономического пространства появление исламских финансовых институтов в России позволило бы создать дополнительный ресурс для развития общего финансового пространства в будущем Евразийском союзе.

Исламский бизнес в различных формах имеет большой потенциал для России, где проживают, по некоторым оценкам, более 20 миллионов мусульман. Ислам в России является одной из традиционных религий. В нашем законодательстве отсутствуют нормы, принципиально препятствующие успешному использованию большинства исламских финансовых инструментов. В то же время для успешного функционирования ИФИ в нашей стране потребуется определенная коррекция российского правового законодательства.

Совет Федерации, как палата российских регионов, внимательно изучает законотворческий опыт субъектов Российской Федерации, в том числе и тех, где мусульмане составляют значительную часть или большинство населения. Сегодня можно констатировать, что в ряде субъектов предпринимаются попытки адаптации принципов исламского права в экономике и финансовой сфере к общероссийскому законодательству, а также в обобщении и распространении наиболее продуктивных форм законодательного обеспечения благоприятного делового и инновационного климата, развития связей с исламским миром.

Три региональных банка - "Булгар банк" в Татарстане, "Экспресс" в Дагестане и "АФ Банк" в Башкортостане - выпустили специальные пластиковые карты для мусульман. Таким образом, можно сказать, что сбережения миллионов россиян, прежде не вовлеченные в хозяйственное развитие страны из-за неуверенности людей в том, что их средства будут направлены в разрешенные исламом финансовые операции, теперь работают на российскую экономику.

После присоединения России в 2005 году к Организации Исламская конференция в качестве наблюдателя наше взаимодействие постоянно расширялось. Представительство Российской Федерации работает при штаб-квартире ОИС в Джидде. Проводятся регулярные и тесные консультации с исполнительным секретариатом Организации. В то же время мы убеждены в том, что в наших отношениях заложены все предпосылки для дальнейшего развития "межпарламентской составляющей". В ХХI веке роль парламентов и "парламентской дипломатии" в международных отношениях возрастает. Именно этим обстоятельством была продиктована наша инициатива провести в этом году в рамках Казанского форума межпарламентскую встречу, на которую приехали законодатели из 12 исламских государств.

В повестку дня форума мы наряду с вопросами взаимной адаптации правового пространства, включили "круглый стол" "Диалог цивилизаций" - тему, которая в последнее время присутствует практически на всех крупных международных форумах, как правило, подразумевая главным образом взаимоотношения исламского и христианского сообществ.

Хорошо известно, что всякая правовая система берет свое начало в этических нормах, в свою очередь базирующихся на религиозных заповедях, которые хранятся и передаются из поколения в поколение как Церковью, так и семейной традицией. Можно сказать, что в этом процессе и формируется то, что мы называем культурой народа. Различия в мировосприятии, которые наблюдаются между приверженцами той или иной мировой религии, дают основания для постановки вопроса о "диалоге культур" или, как еще принято его называть, "диалоге цивилизаций". Убежден, что межпарламентская форма такого диалога является одной из наиболее эффективных. Ведь именно парламентарии призваны как выражать культуру самых разных слоев населения, так и достигать согласия различных культур в законодательных актах. Для нас, в России, - многонациональной и многоконфессиональной стране - это является повседневной практикой. Многовековое добрососедство в Российском государстве христиан и мусульман делает Российскую Федерацию источником исторического опыта, призванного помочь человечеству ответить на вызовы современности, обусловленные религиозными, культурными и цивилизационными различиями. Парламентские институты как наиболее представительные среди всех ветвей власти призваны и способны сыграть ведущую роль в становлении и реализации межкультурного диалога в его глобальном измерении. Эти задачи приобретают сегодня все больший вес в международных отношениях. И здесь исключительную роль парламентской дипломатии и межпарламентских дискуссий вряд ли можно переоценить.

Думаю, не стал исключением и диалог, состоявшийся в Казани. Выступившие на конференции зарубежные участники высказались за продолжение состоявшейся дискуссии, направленной на дальнейшее развитие всесторонних отношений между Россией и исламскими странами. В качестве одного из примеров хотел бы привести слова присутствовавшего на конференции заместителя Генерального секретаря ОИС по экономическим вопросам г-на Хамида А. Опелойеру, который заверил собравшихся парламентариев: "Мы готовы способствовать развитию механизмов экономического и финансового сотрудничества России и ОИС".

Российская сторона также нацелена на поиски и совершенствование механизмов взаимообогащающего сотрудничества с исламскими странами. На протяжении веков российское общество было и остается многонациональным и многоконфессиональным, и излишне говорить, что любые претензии на чью бы то ни было цивилизационную исключительность для нас совершенно неприемлемы. Атмосфера и результаты Казанского форума и состоявшейся на нем межпарламентской конференция говорят о перспективности и взаимной выгоде сотрудничества России и мусульманских государств.