В настоящее время рынки услуг по наземному обслуживанию и, в частности, по авиатопливообеспечению претерпевают существенную трансформацию, связанную с демонополизацией этих рынков. И хотя, как показал проведенный ФАС анализ состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг, эти рынки по-прежнему являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией, уже наблюдается тенденция "размывания" доли главных операторов, которые ранее доминировали во всех сегментах рынков аэропортовых услуг.
Сегодня немногим менее чем в половине аэропортов федерального значения, а их всего 52, услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок оказывают независимые, неаффилированные с акционерами аэропортов компании. Такая практика сложилась в Абакане, Благовещенске, Волгограде, Казани, Мурманске, Москве (Шереметьево), Томске, Южно-Сахалинске, Нижнем Новгороде и других городах. Независимые топливозаправочные комплексы (ТЗК), как правило, представляют собой дочерние компании вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Альтернативные ТЗК осуществляют деятельность в 12 аэропортах федерального значения: в Москве (Домодедово), Уфе, Петропавловск-Камчатском (Елизово), Тюмени (Богашево), Ставрополе, Краснодаре, Анапе, Архангельске, Перми (Большое Савино), Благовещенске, Иркутске, Махачкале. Строительство альтернативных ТЗК ведется в аэропортах Толмачево (Новосибирск) и Байкал (Улан-Удэ).
Рынок услуг по наземному обслуживанию в аэропортах в целом имеет высокие барьеры доступа. Наиболее существенными они являются в сфере услуг по авиатопливообеспечению. Среди них можно отметить высокий уровень капвложений, требуемых для строительства новых и модернизации действующих ТЗК, трудно решаемые проблемы землеотвода, обязательную сертификацию организаций, осуществляющих деятельность по авиатопливообеспечению и ее лицензирование.
К числу барьеров следует отнести и проблемы доступа к инфраструктуре аэропортов. Организации, осуществляющие аэропортовое обслуживание, как правило, не являются собственником отдельных объектов инфраструктуры аэропортов, необходимых для оказания услуг, и осуществляют хозяйственную деятельность на условиях аренды имущества у собственников этого имущества (аэропортов).
Приход нефтяных компаний в сферу услуг по авиатопливообеспечению, с одной стороны, призван обеспечить авиакомпании короткий путь к получению необходимой услуги - заправке воздушного судна авиакеросином. С другой, он несет риски дискриминационного поведения компаний, оперирующих на этом рынке, высокий уровень которых является следствием коллективного доминирования вертикально интегрированных нефтяных компаний на рынках нефтепродуктов, монопольного положения ТЗК на рынках услуг по авиатопливообеспечению.
В отношении нарушений антимонопольного законодательства в сфере воздушного транспорта в 2010-2011 годах было более 80 дел, причем преобладающая доля правонарушений приходится на субъекты естественных монополий - аэропорты. Учитывая то, что условия аэропортового обслуживания авиакомпаний являются важным фактором обеспечения устойчивости сферы авиаперевозок, ФАС уделяет этому особое внимание.
Основные нарушения антимонопольного законодательства - отказ операторов аэропортов выделить слоты авиакомпаниям, отказ заключить договоры на наземное обслуживание, а также отказ принять на хранение авиатопливо, принадлежащее перевозчикам и иным лицам, навязывание комплексной услуги по авиатопливообеспечению.
Обеспечение доступа к услугам и объектам инфраструктуры аэропорта является условием развития конкуренции в сфере аэропортового обслуживания. Более того, в результате повышается качество предлагаемых услуг и снижается стоимость обслуживания. На решение этих задач были направлены правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденные постановлением правительства еще в 2009 году.
Документ призван устранить барьеры как для потребителей, так и для операторов на рынках аэропортовых услуг, повысить прозрачность отношений аэропортов и авиакомпаний, а также защитить интересы участников рынка и создать дополнительные условия для развития конкуренции между операторами аэропортовых услуг. Сейчас идет работа по дальнейшему совершенствованию этих правил, основная цель которой - усилить требования по обеспечению условий конкуренции. К примеру, устанавливается обязательность требования по наличию в крупных аэропортах (с численностью пассажиропотока не менее 1 млн чел.) не менее двух поставщиков услуг по отдельным видам наземного обслуживания, в том числе в сфере услуг ТЗК.
Для обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий в 2011 году ФАС разработал "Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере услуг аэропортов, устанавливающие формы, сроки и периодичность раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере услуг аэропортов", а также правила заполнения этих форм. Обязательность раскрытия информации субъектами естественных монополий установлена правительством РФ.