Гости Международного музыкального фестиваля имени Михаила Глинки - народный артист России Валерий Золотухин и Государственный академический русский народный ансамбль "Россия" под управления Дмитрия Дмитриенко - представили в Смоленске театрально-музыкальную постановку "Думы" по рассказу Василия Шукшина.
Глинковская декада в эти дни проходит в городе в 55-й раз, это один из старейших, а может - и старейший музыкальный фестиваль в стране, ведущий свою историю с 1958 года. Но во все времена он был чисто музыкальным, и привлекал в зал, скорее, филармоническую публику. Театр одного актера, спектакль по литературному произведению, пусть и играемый под музыку Георгия Свиридова - жанр для фестиваля новый, но этот смелый эксперимент увенчался успехом.
Звуковой ряд (саундтрек, как говорят сейчас) выступает в спектакле партнером главного героя, рассказчика, он отвечает ему, противоречит, поддерживает, дополняет. Выбор в пользу произведения Георгия Свиридова представляется удивительным - ведь для оркестра "Россия" имени Людмилы Зыкиной было бы куда проще наполнить спектакль народной музыкой.
|
Видео: Дмитрий Раичев |
- Я почти каждый год бываю на Шукшинских чтениях, и постоянно борюсь с тем, что Шукшина путают с его героями и представляют себе чудиком в гимнастерке, в фуфайке, в керзачах, - объясняет Валерий Золотухин. - А я уже лет 25-30 доказываю, что он немножко не дожил до Нобелевской премии по литературе! И когда мы стали работать над этим спектаклем, почувствовали, что частушки, припевки, какая-нибудь заезженная "Калинка" заземляют Шукшина, чепуха получается. К Шукшину нужно тянуться и публику тянуть, а для этого и музыка тут нужна равновеликая!
Артист играл спектакль в строгом темном костюме, при багровом галстуке. Наверно, можно было нарядиться героем рассказа Матвеем, председателем колхоза, помнящим коллективизацию, воевавшим, но и это стало бы данью ошибочно бытующему представлению о писателе. Поэтому текст произносит не мужик в сапогах, а народный артист России, который и в таком обличье способен и глубокое горе изобразить, и вприсядку пойти.
Спектакль, конечно, необычный, он несовременен и по форме, и по содержанию. Валерий Золотухин и сам говорит, что сейчас, играя в театре на Таганке хорошо знакомые спектакли, нередко задумываешься: а понятно ли нынешнему зрителю, о чем идет речь? Ну, вот все эти трудодни, колхозы, прочие приметы советской реальности? Но, может, быть все это не так уж важно: если есть прекрасная глубокая проза, которая искренне волнует артиста и музыкантов (идея спектакля, что особенно примечательно, исходила не от Валерия Золотухина, а именно от оркестра), зрители обязательно откликнутся на льющиеся со сцены чувства, не отвлекаясь на детали. А чувства лились рекой! Золотухин жестикулировал, кричал и рыдал, плясал и "ходил гоголем", сидел пригорюнившись, пел, и когда музыканты оркестра говорят, что ни один из сыгранных уже спектаклей не был похож на другой, этому веришь сразу. У них в "Думах", кстати, тоже есть поле для импровизации: гармонь, домра, балалайка отвечают Золотухину, вторя и подчеркивая эмоции, которые тот выплескивает в зал.
- После одного из спектаклей в Забайкалье ко мне подошел молодой человек и сказал: "Я по образованию филолог, и всю свою жизнь ненавижу советскую литературу! Но вы изменили мое к ней отношение - приду домой и сяду читать Шукшина!". Вот, наверно, главная цель спектакля, - рассказал Валерий Золотухин.