Первого июня исполнилось 80 лет со дня основания ОАО "Горнопроходческие работы N 1". Уникальность ГПР-1 заключается в том, что 95% того, что построено этой организацией, скрыто под поверхностью земли. Однако это ничуть не умаляет значимость этих объектов для Москвы. Более того, этой компании всегда доверяли самые ответственные участки работы. Так, в 1980 году за достижения в области подземного строительства организация награждена орденом "Знак Почета".
Свою деятельность организация начала на территории Московского Кремля. "Мы беремся за самые сложные объекты - в техническом плане, по срокам исполнения, причем идем на это вполне сознательно, чтобы закрепить имидж компании на строительном рынке. Все работы стараемся выполнить собственными силами. У нас все для этого есть - ресурсы, техника, профессиональный коллектив", - говорит Антон Долгов, генеральный директор ОАО "ГПР-1".
Это не просто слова. На сегодняшний день на счету компании ГПР-1 более трех тысяч объектов, возведенных в Москве. Среди них такие знаковые для столицы, как - ЦВЗ "Манеж", музей-заповедник "Царицыно", торгово-развлекательный комплекс "Охотный Ряд", деловой центр "Берлинский дом", здание Москомимущества.
Наиболее сложным в инженерном плане Антон Долгов называет строительство ТРК "Охотный Ряд". Мало кто знает, что этот комплекс расположен под землей в своеобразном треугольнике между тремя линиями метро.
В 1970-х годах впервые в стране компания построила восьмиэтажный подземный гараж в районе ВДНХ. По генеральному подряду организация возвела ТРК "Охотный Ряд", десятки подземных автостоянок, восстановила сгоревший Манеж и воссоздала ГМЗ "Царицыно". Проложила более200 км тоннелей коммунального и транспортного назначения диаметром от 0,6 до 6 м, построила более 30 пешеходных подземных переходов, осуществляла горнопроходческие работы при строительстве перегонного тоннеля метро от станции "Международная" до станции "Киевская".
Бесценный опыт компания получила при реконструкции музея-заповедника "Царицыно". Здесь отличились два подразделения холдинга - специализированные управления по тоннельным работам N19 и СУ N 62. На этом объекте освоен уникальный метод "стены в грунте". Главная сложность была в том, что 90% перекрытий "Царицыно" - это стены двухсотлетней давности.
При воссоздании музея-усадьбы восстановлены три основных дворцовых строения: Хлебный дом, Большой дворец и входной павильон. Но самое главное - построено подземное пространство общей площадью 6200 квадратных метров.
Самым сложным оказалось вписать современное оборудование в архитектуру исторического памятника. ГПР-1 с этим успешно справились. В Лейпциге на европейской выставке Denkmal ("Памятник") работа по восстановлению музея "Царицыно" удостоена премии "За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры" имени Бернхарда Реммерса.
Сейчас организация имеет подрядные работы для правительства Москвы: строительство подземной автостоянки для ГК больницы им. Боткина, очистные сооружения в районе Центральной улицы Внуково. Для ОАО "Мосинжстрой" ведется строительство коллекторов в Щербинке, Кожухово, водопроводных магистралей на ул. Б. Почтовой и ул. Павловской. Кроме того, ведутся подрядные строительные работы для НПО "Космос" на Соколе, для "Ингеокома" - на Варшавке, для "Стройбизнессервиса" и "Эврикон-Спецстроя".
По заказу ОАО "Мосинжпроект" ГПР-1 выносит инженерные коммуникации из зоны строительства станций метро в Братеево и Митино. Метростроение - одно из приоритетных направлений столичного строительства, оно находится под постоянным контролем заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина и руководителя департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева.
Таким образом, имея в арсенале строительного ресурса столицы коллектив горнопроходчиков ОАО ГПР-1 и тех строителей, кому компания дала путевку в жизнь, можно быть спокойным за судьбу столичной подземки.
В 1960-1992 годах организацией руководили И. Сапронов, Е. Иванов-Тарасов, В. Лернер. С 1992 по 2004 год - В.Неретин. С 2004 года компанию возглавляет Антон Долгов. Стоимость ОАО "ГПР-1" оценивается в 3 млрд рублей.