Уровень аварийности в большинстве отраслей промышленности остается недопустимо высоким. Пожары, взрывы, выбросы взрывопожароопасных и токсичных продуктов, другие инциденты и аварийные ситуации ведут как к экологическому, так и к экономическому ущербу. Изменить ситуацию коренным образом могут только законодательные меры. К такому выводу пришли участники "круглого стола" "О совершенствовании законодательства Российской Федерации в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Ежегодный совокупный материальный ущерб от техногенных аварий, затраты на ликвидацию аварий и их последствий составляют десятки миллиардов рублей. Основная доля этих расходов связана с авариями на опасных производственных объектах.
В числе основных причин производственной аварийности - непродуманные проектные и технические решения, недопустимый уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту, низкая технологическая и трудовая дисциплина. Кроме того, не отвечает современным задачам система подготовки и переподготовки специалистов для эксплуатации опасных производственных объектов, а поскольку не реализуются крупные проекты, не получается квалифицированно обучать молодое поколение. Только за последние три года произошли несколько крупных техногенных аварий. Среди них - чрезвычайная ситуация на Саяно-Шушенской ГЭС, обвал грунта на первом руднике компании "Уралкалий", выброс сернистого ангидрида на заводе "Электроцинк".
- Основная системная проблема в плане надзора - дифференциация требований промышленной безопасности в зависимости от категорий опасных производственных объектов, - считает начальник Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Дмитрий Яковлев. - Важно сделать так, чтобы, с одной стороны, не создавать избыточный административный тормоз для развития промышленного производства и инвестиционной деятельности, с другой - не допустить снижения реального уровня безопасности.
Государственное регулирование в сфере промышленной безопасности в России с середины 1990-х годов базируется на принципах и требованиях промышленной безопасности, сформированных в предыдущие периоды, и недостаточно соответствует изменившейся экономической модели, современным принципам законодательного регулирования. "Новая редакция закона должна была появиться лет 15 назад, - уверен генеральный директор компании "Сантехприбор" Марс Латыпов. - За это время количество опасных производств в России возросло почти до 300 тысяч".
Кроме того, значительная часть норм действующей редакции Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" носит чрезмерно общий характер, передавая тем самым широкие полномочия в сфере нормотворчества и толкования правовых норм надзорному органу.
Сложившаяся система требований безопасности к опасным производствам зачастую порождает избыточность обязательных норм в технической сфере, содержание и практика применения которых создают административное давление на предприятия, сдерживают приток инвестиций в "реальный сектор" экономики. "До недавнего времени литейные предприятия не классифицировались как опасные производства, - говорит Марс Латыпов. - Теперь даже небольшие литейные печи отнесены к третьему классу категории опасности, и их использование запрещено без соответствующего разрешения Ростехнадзора. Но чтобы его получить, необходимо провести ряд процедур и экспертиз, финансовые затраты на которые сопоставимы со стоимостью самого оборудования".
Вместе с тем установление единообразных требований и механизмов обеспечения промышленной безопасности привело к недостаточности государственного регулирования в отношении объектов, безопасность которых имеет особое значение.
По мнению участников "круглого стола", коррупционные проявления в деятельности надзорных органов позволяют субъектам хозяйственной деятельности избежать устранения нарушений требований промышленной безопасности. А сохранение ряда процедур, сформированных в середине 1990-х годов, приводит к активному использованию субъектами экономической деятельности легальных условий продления сроков эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений опасных объектов без участия проектировщиков и изготовителей оборудования.
Отсутствует адекватная экономическая ответственность за нарушение требований промышленной безопасности и последствия таких нарушений, что существенно снижает стимулы модернизации и технического перевооружения опасных производственных объектов. А существующая информация об опасных производственных объектах не позволяет адекватно определить состояние их технической и технологической безопасности, т.к. не применяются современные технические средства мониторинга состояния опасных производственных объектов.
- Понимая важность регулирующих механизмов для развития промышленности (а мы знаем, какой груз проблем накоплен и в эксплуатации напорных гидротехнических сооружений, и в оборонно-промышленном комплексе, особенно в боеприпасном и его подотраслях), мы должны четко взвешивать выгоды, которые мы получим в результате законодательных новаций, - полагает первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. - В первую очередь это и финансовые, и административные издержки, которые лягут на предприятия и усложнят их работу.
По итогам "круглого стола" эксперты рекомендовали правительству и федеральным органам исполнительной власти максимально быстро внести на рассмотрение в Госдуму проект изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" с учетом предложений российских промышленных предприятий.