Минэкономразвития опубликовало приказ об утверждении уровней софинансирования расходных обязательств регионов за счет субсидий 2012 года.
Согласно приложению к документу у большинства субъектов РФ уровень софинансирования составляет около 80%. Только шести регионам "повезло" получить по 50%. Есть и такие, кому досталось только по 60% или 70%. Среди регионов, кому урезано финансирование, - Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, ХМАО, Ямал (по 50%); Красноярский край (64%), Коми и Чукотка (66%); Ленинградская, Московская, Самарская области (68%); Пермский край и Оренбургская область (70%); Липецкая (73%); Кемеровская область (74%); Калужская и Белгородская области (78%).
- Процент господдержки в результате был урезан самым бюджетно обеспеченным территориям - так называемым регионам-донорам, а также получателям больших дотаций на сбалансированность (Чукотка, Тюменская область), - подчеркивает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. - Калуге и Белгороду урезали несущественно, так как они получили кредиты из федерального бюджета и ВЭБа. Все это нормально.
Однако почему приказ минэкономразвития, распределяющий субсидии на софинансирование объектов капитального строительства и на инвестпрограммы, появился только сейчас, когда прошла уже почти половина 2012года? Эксперты на этот вопрос ответить не в состоянии.
Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов считает несколько странным, что этот приказ появился практически в середине года. Однако он предполагает, что виной такой задержки стало отсутствие механизма, который регулировал бы распределение бюджетных средств. "Кстати, были случаи, когда аналогичные приказы о порядке распределения субсидий выходили в свет даже в декабре, практически в конце финансового года", - рассказал корреспонденту "РБГ" эксперт.
- Сейчас, по разным оценкам, существует 90 различных видов субсидий, - говорит Владимир Климанов, - и в соответствии с правительственными решениями они должны быть утверждены нормативно-правовыми актами. Причем эти документы могут носить разный характер, и часто порядки и методики распределения субсидий, подразумевающие возможность софинансирования, утверждаются постановлениями или распоряжениями правительства. Но примерно треть субсидий может определяться главными распределителями бюджетных средств. Причем не обязательно минэкономразвития. К примеру, все, что касалось федеральных трансфертов по нацпроекту "Образование", распределялось приказами минобрнауки. В то же время многие инвестиционные субсидии утверждались минэкономразвития. Уровень софинансирования устанавливается по-разному в этих приказах. Иногда он напрямую коррелируется с уровнем бюджетной обеспеченности. Либо устанавливается ступенчатая шкала, когда в ряде регионов действуют фиксированные уровни софинансирования: для одних - 50%, для других - 80%.
По мнению экспертов, в этом году уровень софинансирования регионов мало отличается от прошлогодних показателей. Любопытно только, как регионы будут отчитываться о том, куда ушли "за год" средства, распределенные лишь за полгода до окончания срока их осваивания.