Павел Дорохин, заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности
Новая структура и состав правительства России утверждены. Наступает момент для принятия принципиальных решений по реформированию экономики страны, перевода ее из фактора сырьевой зависимости на новые индустриальные рельсы. Комитет ГД по промышленности и Экспертный Совет по законодательной поддержке модернизации отечественной промышленности подготовили предложения, которые имеют системный и предсказуемый характер.
У России большой позитивный потенциал. Это растущий внутренний спрос, богатые природные ресурсы, выгодное расположение, доступ к основным мировым рынкам, высокий уровень базового образования населения, 150 млн русскоговорящего окружения. По всем объективным показателям, мы должны быть в числе мировых экономических лидеров и одной из самых привлекательных для жизни и ведения бизнеса стран в мире. Но все эти преимущества нивелируются старой социально-экономической системой.
Мы предлагаем путь модернизации без остановок, в рамках новой индустриализации страны - это путь быстрого экономического развития, диверсификации, путь создания современной высокоразвитой экономики, основанной на государственном регулировании и мощном промышленном потенциале.
Мы убеждены, что главным локомотивом решения этой задачи должен стать промышленный сектор, который является основой любой развитой экономики.
Российская экономика за последние 20 лет понесла значительные потери. За этот период доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости и в занятости упала вдвое. А производительность в машиностроении за последние 10 лет сократилась в 6 раз. Экспортируется менее 20% выпуска российского машиностроения. В общем объеме экспорта продукция отрасли практически незначима, за исключением экспорта военной техники.
Только современный развитый индустриальный сектор может обеспечить быстрый и качественный рост экономики, так как именно промышленность обеспечит наиболее высокие из всех секторов темпы прироста производительности труда и окажет высокий мультипликативный эффект на другие отрасли и секторы.
Сегодняшняя структура российской экономики открывает значительные инвестиционные ниши для создания рабочих мест: в первую очередь в секторе предприятий, ориентирующихся на высокий внутренний спрос; в производствах по глубокой переработке российского сырья и ресурсоемких производствах, ориентированных в основном на экспорт; в традиционных высокотехнологичных российских отраслях - энерго, атомном и других секторах машиностроения; в имеющих огромный потенциал развития сельском хозяйстве и жилищном строительстве; в секторе "новой экономики" - "постиндустриальных" отраслях и частных компаниях, которые должны занять свои места в социальной сфере (медицина, образование, социальные услуги). И, конечно, новые рабочие места могут создаваться за счет дальнейшего развития крупных государственных производств и аффилированного с ними малого бизнеса, как бизнеса услуг, так и производственного.
Создание новых рабочих мест потребует значительного числа трудовых ресурсов, но Россия обладает необходимым потенциалом для их привлечения. В первую очередь это - высвобождающиеся работники из непроизводительных предприятий: не менее половины занятых. Во-вторых, государственная служба и бюджетные организации, где можно сократить численность занятых: бюджетный сектор - в два раза, полицейских - втрое (70%), армия и вольноопределяющиеся - в два раза, госаппарат - в два раза (за счет аутсорсинга).
Следует привлечь и такой ресурс, как незанятое в экономической жизни население (молодые пенсионеры, инвалиды) за счет использования гибкого пенсионного возраста и создания современных рабочих мест для этих категорий. Возможно и вовлечение самозанятых, например, на основе развития туризма в сельской местности.
Для раскрытия имеющегося потенциала российской экономики наша юридическая система должна обладать инвестиционным климатом - как на федеральном, так и на региональном уровне - не менее благоприятным, чем у стран наших конкурентов в Европе и Азии.
Для этого необходимо реализовать ряд системных решений:
- Приоритетное стимулирование прямых государственных и иностранных инвестиций необходимых как для привлечения финансовых ресурсов, так и новейших технологий для адаптации их в российской экономике (Стабфонд России из американских банков должен направляться в инфраструктуру экономики страны);
- "Налоговый маневр", оптимизация структуры и налоговых ставок, создание конкурентной структуры налогообложения, стимулирующей развитие, перенос налоговой нагрузки с производственного сектора на природную ренту, имущество, потребление, прежде всего акцизы на табак и алкоголь. Российская налоговая юрисдикция должна быть конкурентоспособна с нашими быстроразвивающимися соседями;
- Конкурентные тарифы естественных монополий (вместо тарифов - "равной доходности" и инвестиционных затрат) как важнейший фактор, стимулирующий рост промышленного производства и обеспечивающий конкурентоспособность российской экономики;
- Усиление технического регулирования, переход на международные ГОСТы (ISO);
- Создание агентств по защите прав потребителей финансовых услуг, продукции и услуг естественных монополий и пр.;
- Создание равных условий для государственных и частных предприятий в секторе оказания социальных услуг, предусмотрев для них систему стимулов, аналогичных с инвесторами в производственный сектор;
- Создание в первые три года после принятия программы 5 млн рабочих мест в основных промышленных парках и территориальных промышленных комплексах, которые будут модернизироваться;
- Обеспечение свободного и эффективного перемещения грузов по территории России, субсидирование государством тарифов в дальних регионах;
- Принятие плана комплексного стратегического развития инвестиций в производственный сектор, масштабное государственное финансирование развития инфраструктуры. Использование госгарантий и целевых государственных облигационных займов. Переход к 5-летнему сквозному индикативному планированию - максимально на 20 лет;
- Принятие программы стимулирования инвестиций в оборонные предприятия, по средствам создания государственного лизингового и кредитного агентства, которое будет кредитовать перевооружение ОПК под 2-3% годовых на длительные сроки;
- Инвестиции должны идти в создаваемые федеральные промышленные районы (кластеры), т.е. территориальные промышленные комплексы отраслевой и межотраслевой кооперации - такие как, например, Уральский промышленный ТПК;
- Создание агентства (или спецкомитета) по науке и технике при правительстве по привлечению средств в наукоемкие производства на направлениях главного удара, создание единой информационной среды в НИОКР;
- Создание Российско-Европейского и Российско-Азиатского центров по обмену промышленными технологиями (варианты прикладных "Сколково-2" и "Сколково-3") в интересах российских предприятий - своеобразных наших системных инструментов по привлечению мировых технологических новинок и коммерциализацией наших разработок ОПК на международных рынках.
Для контроля за реализацией программы Госдума должна получать от правительства ежегодный отчет по 20-30 конкретным целевым показателям и федеральным целевым программам.
И главное, нам, законодателям, все это надо будет отразить в законе о промышленной политике, который и станет фундаментом модернизации страны. Доработать закон предстоит в ближайшие месяцы.