Перед самым уходом он вновь пережил настоящую - на сей раз уже мировую - славу. Его "Вокализ", 40-летней давности песня без слов или, как он с легкой руки интернет-слушателей назван сегодня, "Трололо" облетел весь мир, а его самого на всех концертных площадках, где только ни появлялся певец, с восторгом приветствовала молодежь.
Впрочем, и сам Эдуард Хиль до конца дней оставался человеком, молодым душой, творческим, бодрым. Это видно и из интервью, которое он дал "РГ" недавно, перед концертом в популярном московском клубе.
Российская газета: Эдуард Анатольевич, вы по-прежнему не составляете заранее программу своих концертов?
Эдуард Хиль: Устоявшейся программы на концерт у меня не бывает никогда. Перед началом я всегда через щель в занавесе смотрю - кто сегодня в зале, изучаю лица зрителей. И решаю, что здесь вот надо спеть такое, чтобы человек повеселился, а потом можно и "Маленького принца" или "Пору любви". Одним нравится на концерте двигаться, подпевать певцу, другим - погрустить; кто-то приходит услышать что-то новое. Моя жена, с которой мы вместе работаем, и сын (композитор и аранжировщик Дмитрий Хиль. - Ред.) знают, что порядок песен будет определен только перед самым выступлением. Но и по ходу все может измениться.
РГ: Даже так?
Хиль: Конечно! Вот заканчиваешь песню и вдруг из зала слышишь - "Не плачь, девчонка" или "Потолок ледяной"! Я по молодости лет, честно говоря, обижался на эти выкрики, а сейчас думаю - ну если человек просит, почему бы и не спеть? Он же пришел, чтобы это услышать. Можно и уважить зрителя.
РГ: А вас не удивляет такая популярность советских песен?
Хиль: Не удивляет и прекрасно характеризует наше время, говорит о хорошем вкусе нынешней публики! Это ведь прежде всего прекрасная музыка, написанная талантливыми композиторами. На нашей эстраде работали уникальные авторы, тот же автор "Вокализа" Аркадий Островский, Дунаевский, Петров, Фрадкин, которые писали не только шлягеры, но и музыку для фильмов, спектаклей, оперы, балеты, мюзиклы. Меня, кстати, всегда оскорбляло, когда к такой музыке применяют термин "ретро". Мы же про Моцарта, Чайковского и Бетховена не говорим, что они "ретро", а говорим просто "музыка". Разве Дунаевский может быть ретро?
РГ: А вам не трудно было в годы, когда ваша популярность, казалось, сошла на нет?
Хиль: Я считаю, артист должен пройти через все. Да, случалось, здесь совсем не было концертов и выбирать особо не приходилось: я пел и перед пьющей и жующей аудиторией, и перед теми, кто залезал на сцену и оттуда прыгал в одежде в бассейн. Или вот поешь минут 40, а потом подходит человек и говорит: "А вы можете все это повторить? Плачу втрое". Как будто перед ним не живой человек, а телевизор, где крутят эпизод хоккейного матча.
РГ: А потом ваши песни взяли в работу молодые рок-музыканты.
Хиль: Ребят из группы "Препинаки" привел мой сын, они играли очень громко и очень неважно, так, что я поначалу даже не знал, как работать под их аккомпанемент. Но они порепетировали, сделали хорошие аранжировки, и я решил рискнуть и спеть-таки с ними один концерт. И это выступление в Театре Эстрады оказалось таким успешным, что понравился и людям моего поколения, и молодым: после каждой песни зал бурно аплодировал, все подпевали. После этого мы начали ездить и по стране, и за границу, и на ТВ записывались. Ребята заиграли очень живо, по-разному, всякий раз это было творчеством, а не шоу-бизнесом.
РГ: И как вам новомодные, микшированные обработки тех же "Моряк вразвалочку" или "Ходит песенка по кругу"?
Хиль: Так я же сознательно на это пошел! Мне очень нравится, что какие-то мои вещи сделаны сейчас в стиле "латинос", что-то в джазовом духе, роковом, твистовом. У песен появляется новое звучание. Мне и тогда было и сейчас интересно, как людям покажутся эти известные блюда, но приготовленные другими поварами. Можно ведь приготовить мясо или рыбу так, что вы и не сможете съесть, а можно и так, что пальчики оближешь. По-моему, у нас получается второе.
Вячеслав Малежик,
певец:
-Я никогда не был поклонником Хиля. Но мне всегда было интересно - чем же он берет, почему он остается в топе советских певцов десятилетие за десятилетием? И вот однажды, лет 30 назад, мы на гастролях где-то в провинции выступали в одном концерте. Я тогда играл в ансамбле "Пламя", наше выступление занимало все второе отделение концерта, а первое было "сборным", и я пошел в зал послушать Хиля. Он, как суперзвезда, закрывал отделение, пел несколько песен, одна из них была его знаменитая "Если б парни всей земли". И я увидел, сколько же энергии бьет из этого человека, сколько светлой силы, жизнелюбия и доброты он вкладывает в эти слова - "Парни, парни, это в наших силах"! Этому нельзя было не поддаться: его не отпускали долго, хлопали стоя, он спел на бис еще пару номеров, кажется, это были "Потолок ледяной" и "Как провожают пароходы", и в каждой он сиял со сцены своей улыбкой и я, кажется, тоже улыбнулся ему, как бы в ответ.
Советская эстрада давно уже не модна - хотя песни Хиля в современных обработках звучат очень даже! - но пусть современные модные и прогрессивные попробуют добиться от публики такого отклика, какой в каждом своем выходе на сцену добивался Хиль.