Россия занимает 66-е место в мировом рейтинге конкурентоспособности

За двадцать лет Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума с последнего места переместилась в середину списка.

Но большим успехом это назвать нельзя, считает эксперт Всемирного экономического форума, профессор Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге Игорь Дюков. В интервью "РГ" он рассказал, какие резервы надо запустить, чтобы завоевать достойное место в мировом рейтинге конкурентоспособности.

Место России в рейтинге - достижение или тревожный сигнал?

Игорь Дюков: Понимаете, за последние пять лет мы практически вообще никуда не сдвинулись или даже понизились в рейтинге, то есть у нас застой. Каждый год все больше стран участвуют в исследовании, а мы остаемся в середине рейтинга. Сейчас у нас 66-е место из 142. В 1996 году было 62-е место из 125. Хотя справедливости ради надо сказать, что в 1992 году, когда Россия первый раз участвовала в исследовании, мы заняли последнее место.

И что нам нужно сделать, чтобы подойти ближе к пьедесталу? И возможно ли это вообще в обозримой перспективе?

Игорь Дюков: У России неплохие макроэкономические показатели по сравнению с лидерами рейтинга - Швейцарией, Сингапуром, Швецией, Финляндией и США. По данным того же Давосского экономического форума, мы занимаем неплохие места по инновационной привлекательности.

Наша страна в основном отстает по фактору "социальные институты". Это судебная система, защита интеллектуальной собственности. Большие проблемы у нас по реализации инноваций, несмотря на большой потенциал, о котором я говорил. А он, кстати, зависит и от уровня защиты интеллектуальной собственности. Здесь мы на 119-м месте из 139. Сегодня западные инновационные компании боятся отдавать в Россию технологии, потому что не уверены в сохранности своих авторских прав.

Есть еще ряд моментов, которые не позволяют нам переместиться на более высокие места в рейтинге конкурентоспособности. У нас, например, отсутствует достаточное количество инновационных менеджеров - это вопрос к системе образования, к системе бизнес-школ. Необходимо в них включать программы, которые связаны с разработкой и внедрением инноваций на рынке, воспитывать новое поколение менеджеров, которые способны работать в инновационной среде. То есть создавать инновационную культуру. Это довольно долгий процесс, но за пять лет можно сделать существенные шаги в этом направлении.

Но мы же начинаем не на пустом месте. В России сейчас активно развиваются инновационные кластеры, в них вкладывают бюджетные деньги.

Игорь Дюков: Это, конечно, очень хорошо, но следующим шагом должно быть расширение этих кластеров, а потом надо замкнуть их в какую-то сеть. Сейчас каждый кластер работает сам по себе.

Вместе с тем потенциал по инновациям, по данным Давосского экономического форума, у нас неплохой: 38-е место из 139 стран. Очень хороший результат. Германия, кстати, первая. Этот показатель определяется по количеству образовательных учреждений, по объему рынка, по количеству НИИ, инженеров и так далее. Но этот потенциал мы пока не можем использовать в полную силу.

Что мешает?

Игорь Дюков: Мы очень сильны в разработке инноваций и уникальных продуктов, но мы не умеем их продавать. У нас ученые разрабатывают то, что им хочется. Они получают гранты и часто занимаются наукой ради науки. Это время уже давно прошло. Нужен маркетинговый подход в науке. Ученый уже не может себе позволить, если он думает о стране, работать для удовлетворения только собственного любопытства. Необходимо любую разработку соотносить с требованием рынка.

Вот еще одна цифра: по влиянию информационно-коммуникационных технологий на инновационные модели в стране у нас 89-е место из 139. То есть мы отстаем по их использованию. Это доступ в Интернет в целом по стране (Москву, Петербург мы не берем), использование системы САПР для проектирования, у нас низкий уровень доступа к библиотекам онлайн. Очень ограничено число сервисов, которые можно получить через компьютер и Интернет. Те же банковские сервисы очень ограничены.

На что влияет позиция страны в индексе конкурентоспособности или это все-таки больше предназначено для экспертов, которые составляют прогнозы?

Игорь Дюков: Я бы сказал, что это больше имиджевая составляющая. Индекс ни на какие экономические параметры и решения напрямую не влияет. Если какая-нибудь крупная компания захочет инвестировать в ту или иную страну, ее менеджер первым делом будет смотреть макроэкономические показатели. Но есть большая вероятность, что он посмотрит и отчет Всемирного экономического форума.

Судя по тому, на каком мы месте, он откроет отчет, посмотрит и отвернется от нас или все-таки нет?

Игорь Дюков: Все зависит от стратегических намерений. Есть страны и хуже. Может быть, есть лучше, но уже заняты, а мы все-таки будем развиваться. Так что шанс заинтересовать инвестора у нас есть.

СПРАВКА "РГ"

Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума разбивается на 12 составляющих.

По ним и оценивают каждую из стран. Это институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здоровье, размер рынка и так далее. Все это группируется в три базовых блока: общие требования, эффективность бизнеса и факторы роста бизнеса.

Цифра

97 процентов на рынке компьютерных программ России - "пиратская" продукция