По утвержденному минздравсоцразвития порядку, выбрать лечебное учреждение и доктора имеют право совершеннолетние граждане. Причем не только граждане России, но и иностранцы, а также беженцы и лица без гражданства. За детей доктора выбирают их родители или законные представители.
Действие порядка не распространяется на военнослужащих и других силовиков, призывников, контрактников и ребят, проходящих альтернативную службу. Не могут поменять доктора и заключенные под стражу, отбывающие наказание в тюрьме или колонии, находящиеся под административным арестом.
Гражданин должен лично или через своего представителя обратиться в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением с указанием ее наименования, адреса, ФИО руководителя.
Приводятся личные данные - ФИО, пол, дата рождения, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность. Указывается место и дата регистрации, а также адрес фактического проживания - для оказания медпомощи на дому при вызове врача. Приводятся контактные данные - номер телефона, адрес электронной почты.
Обязательно указывается номер полиса ОМС, выбранная страховая компания, наименование и адрес поликлиники, к которой прикреплен гражданин на момент подачи заявления.
При подаче заявления нужно предъявить оригиналы паспорта (для детей - свидетельства о рождении); полис ОМС. Если заявление подает законный представитель, понадобится и его паспорт. Некоторым категориям нужно будет иметь при себе дополнительные документы. Беженцам понадобится предъявить удостоверение, подтверждающее этот статус; иностранцам - кроме паспорта нужно иметь вид на жительство, либо отметку в паспорте о разрешении на временное проживание в России.
Когда гражданин приходит в выбранную поликлинику с заявлением, его должны ознакомить с перечнем всех врачей - терапевтов, педиатров, участковых врачей, семейных или фельдшеров. При этом приводятся данные о количестве пациентов, "прикрепленных" к конкретному доктору.
"Новая" поликлиника запрашивает данные на пациента в его "старом" лечебном учреждении, чтобы проверить информацию в заявлении. На это отведено 4 дня. Затем его информируют (письменно или по телефону) о том, что он взят на медобслуживание. Еще 6 дней уходит на передачу истории болезни. На руки гражданину ее не выдают- поликлиники сами решают этот вопрос, пересылая документы без участия пациентов. Причем в "новую" поликлинику направляется не оригинал истории болезни, а ее копия - чтобы документы случайно не затерялись.
Больницу для стационарного лечения, проведения операции, специализированной помощи пациент тоже может выбрать сам. Но только по рекомендации лечащего врача. Который должен сообщить ему об имеющихся вариантах - причем с учетом времени возможного ожидания госпитализации. Затем доктор выписывает направление в ту больницу, которую предпочтет пациент.
Можно ли, по новому закону, не меняя своей поликлиники, иногда (по мере необходимости) консультироваться у узких специалистов (эндокринолог, хирург) из другой поликлиники?
Если я выберу поликлинику в другом районе, как вызывать участкового врача на дом?
Разъясните, пожалуйста, выбранный врач обязан приходить по вызову на дом бесплатно? У нас педиатры, к которым переводишься со своего участка, приходят только за деньги.
Как будет один и тот же врач ходить по разным участкам?
У нас в поликлинике посылают на консультацию в частную клинику, в краевую больницу, где есть все специалисты, не направляют, почему?
Люди, проживающие в интернатах для участников войны. Как будет распространяться закон на тех, кто живет в интернатах и домах престарелых?
В поликлинике спросила: могу ли я пойти к доктору, которому доверяю. Ответ: можете, но у него много пациентов, и если он захочет вас принять, то примет. Это действительно так?
Возможно ли в сельской местности написать заявление в городскую поликлинику на обследование?
Можем ли мы перейти из районной детской поликлиники в платный диагностический консультативный центр?
Живем вдвоем с мужем, обоим под 90 лет. Хотим, чтобы нас регулярно навещали врачи из нашей поликлиники, назначали лекарства. Возможно ли это?
По прописке вынуждены обращаться в поликлинику, до которой далеко добираться. Обращалась в поликлинику рядом, мне отказали, объяснив, что перебор с пациентами. Что делать?
Выбор врача - профанация, потому что это делается только с его согласия. Зачем ему принимать лишнего человека, ведь это не стимулируется материально?
Я прописана по одному адресу, но живу по другому, состою в двух поликлиниках, это право за мной остается или нет?
Хочу уточнить: что нужно сделать, чтобы я остался у своего лечащего терапевта, которого перевели на другой участок.
Обслуживаюсь в районной поликлинике, но хочу перейти в ведомственную. Это возможно?
В поликлинике потеряли мою карточку. Почему при переводе не дают историю болезни на руки? Так было бы надежнее.
От редакции
Эти вопросы, заданные читателями "РГ" по "горячей линии", мы передали в минздрав и ждем ответа от представителей министерства.