Еще зимой, когда Москва перешла на электронную запись первоклассников, выяснилось, что некоторые школы не могут набрать даже одного первого класса. В мэрии пообещали, что их присоединят к школам с высоким рейтингом, используя полупустые здания. Процесс пошел так бурно, что дело дошло до демонстраций протеста, обвинений в уничтожении школ и открытых писем с требованием "оставить детей в покое". Поэтому первым делом Исаак Калина опроверг обвинения в давлении на педколлективы:
- Хочу напомнить, что юридические права департамента образования Москвы в вопросе объединения школ очень ограничены. Мы лишь можем не согласиться с предложением образовательных учреждений об объединении и отказать им. Кстати, этим правом мы активно пользуемся. В прошлом году было много предложений от школ, некоторые представлялись нам недостаточно проработанными. И в этом году далеко не каждое предложение поддерживается департаментом.
Как уточнила начальник управления образования Южного округа Нина Минько, чтобы слить две школы в одну, нужно иметь два документа: решение педагогического коллектива и решение управляющего совета школы. По ее информации, если на 1 июня 2012 года в округе насчитывалось 160 школ и 300 садов, то к 1 сентября их число сократится на 23 школы и 52 сада. А в реструктуризации приняли участие 115 образовательных учреждений округа.
Всего же в Москве готовы объединиться более 700 школ (почти половина из более чем 1500 городских школ). В департамент подано 268 заявок - 388 школам уже дано разрешение на слияние. Такие данные привела советник управления развития организационных механизмов системы образования департамента Людмила Шимкус.
Исаак Калина также опроверг обвинения в "бухгалтерском" подходе к процессу объединения:
- Сегодня школы и дошкольные учреждения Москвы финансируются в зависимости от одного показателя - количества учеников или воспитанников. Так что бюджет города не может сэкономить на объединении ни копейки. Но и не увеличит расходы, если слияния не произойдет. Поэтому экономической мотивации в слиянии школ не может быть по определению. А вот педагогическая мотивация огромнейшая. Объединение предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей. У учителей отпадает необходимость набирать часы физики в разных школах или брать дополнительный предмет, чтобы получить полноценную нагрузку. Появляется возможность специализации и роста зарплаты. Не секрет, что в большой школе доля администраторов становится гораздо меньше, чем в маленькой. И то, что раньше шло на оплату управленцев, идет учителям.
В итоге зарплата педагогов в зависимости от размера и качества школы может кардинально различаться - по словам Калины, "вилка" составляет от 30 до 75 тысяч рублей.