Корреспонденты "РГ" о российских домах престарелых

Старость - это маленькая жизнь. И ее нужно проживать, а не доживать. Делать это в нашей стране трудно. Что нужно человеку, чтобы он не терял смысла жизни, чтобы не чувствовал себя выброшенным на помойку, чтобы был полезен обществу? Об опыте нормальных (не человеконенавистнических) домов для престарелых, пишут собкоры "РГ".

Глинка онлайн

Жители Уктусского пансионата для престарелых из Екатеринбурга смотрят виртуальные концерты из зала Свердловской филармонии. Благодаря современным технологиям выступления мировых звезд музыки в режиме онлайн транслируются на большой экран клуба социального учреждения. К примеру, Хворостовского и Спивакова, на реальные концерты которых в обычной жизни вряд ли старики и инвалиды смогли бы попасть.

- Эмоций - море, акустика замечательная. Я на первом концерте от счастья даже плакала, - делится впечатлениями Галина Владимирова. Четыре года назад эта пожилая женщина стала инвалидом. После сильного обморожения ей частично ампутировали руки и ноги, передвигаться может только на коляске. О посещении филармонии, где раньше была завсегдатаем, Галина Владимировна могла только мечтать.

Пока Уктусский пансионат - единственный на Урале, да, пожалуй, и в стране, где к старикам пришла живая классика. Проект инициировало и финансировало министерство соцзациты населения Свердловской области и свердловская филармония.

Пользователь преклонного возраста

Евгению Моисеевичу Рабиновичу из Ростовского дома-интерната уже за семьдесят. Так получилось, что он потерял связь с родными и остался без жилья. Дом престарелых для одинокого старика был настоящим спасением. Вскоре он случайно через знакомых узнал, что сын и дочь живут в Австралии. Невозможно передать обоюдную радость родственников, которым удалось найти друг друга. Евгений Моисеевич освоил компьютерную грамоту и сейчас каждый день общается с детьми и внуками по скайпу.

- Дети приглашают к себе, но я не решаюсь, - признается Евгений Моисеевич. - Здесь у меня сложился свой круг общения, мы постоянно спорим о политике, в общем, скучать не приходится. Когда попал в дом престарелых, мне просто не дали возможности загрустить. Сразу поручили массу дел, вокруг меня закрутилась жизнь, и я понял, что "старость - не в радость" весьма сомнительный постулат. Я хочу изучать компьютер и дальше, потому что считаю себя пользователем среднего уровня.

Болезни только звездные

..."Давайте восклицать, друг другом восхищаться", - песня Булата Окуджавы одна из самых любимых в репертуаре вокально-инструментального ансамбля "Поющие сердца". Вокалистам за семьдесят, они живут в Бердском пансионате для ветеранов и уже объехали с гастролями все дома-интернаты для пожилых людей в Новосибирской области.

У шестнадцати "поющих сердец" все по-настоящему: волнение перед каждым выходом на сцену, даже иной раз приступы звездной болезни.

- Сейчас мы переживаем вершину нашей артистической деятельности", - говорит психолог пансионата Надежда Секацкая. - И дело не в голосовых возможностях - артисты не молодеют. Дело в их умении так проживать каждую песню, что это трогает до слез зрителей: петь сердцем.

Психолог, поэт, музыкант Надежда Секацкая сама аккомпанирует ансамблю на аккордеоне. Каждому, кто приезжает жить в пансионат, она рассказывает не о запретах, а о новых возможностях, которые сейчас, наконец-то, открываются перед ним.

- Любое творчество очень мощно воздействует на личность, - рассказывает психолог. - Но дело не в модных методиках. Если не пропускать все через себя, не вкладывать в работу с людьми душу, никакого эффекта не будет от самых "крутых" программ реабилитации.

компетентно

Светлана Тимкина, медсестра Ханты-Мансийского дома для престарелых "Уют":

- Работа с пожилыми требует не только большого терпения, но и искусства общения. Их внутренний мир очень отличается от мира молодых, многие оценки и привычки взяты из прошлого. Часто старики не в состоянии запомнить распорядок дня, расположение помещений. Плохо адаптируясь к изменениям внешних условий, они могут уйти в себя, делаются замкнутыми, подозрительными. Поэтому важно еще при знакомстве внушить доверие. У нас даже разработан целый план мероприятий по адаптации вновь поступивших клиентов. Чтобы не провоцировать у них чувство ущербности, главное - демонстрировать не жалость, а понимание. Мы не навязываем свою помощь, а оказываем ее только по необходимости, как бы исподволь. Важно избегать всего, что может быть воспринято как насмешка. Один намек на такое отношение будет для пожилого человека унижением и оскорблением. Зависимость же от других вызывает чувство приниженности, собственной неполноценности, внутренний протест и, как следствие, раздражительность, конфликтность. Требуется много такта и "мягкой твердости", чтобы переломить подобное настроение.