Кирилл Разлогов: Мы изменили принцип отбора фильмов для ММКФ

21 июня торжественной церемонией и фильмом Романа Прыгунова "Духless" в мультиплексе "Октябрь" открывается 34-й Московский международный фестиваль.

Его можно было бы считать одним из старейших в мире: впервые он прошел в 1935 году как сталинский ответ муссолиниевскому фестивалю в Венеции. Но официальный отсчет ведет с 1959 года, когда уже существовали киносмотры в Канне, Западном Берлине, Локарно и Карловых Варах. Довольно долго выходил раз в два года, и только после крушения СССР стал ежегодным - отсюда его сравнительно скромный порядковый номер.

В этом году число его программ зашкаливает: их 25. О некоторых мы побеседовали с програмным директором ММКФ Кириллом Разлоговым.

Каковы особенности предстоящего фестиваля, предлагает ли он какие-то новые повороты, темы, программы?

Кирилл Разлогов: Новые программы мы добавляем каждый год, меняется и принцип отбора фильмов. На этот раз это будет "фестиваль контрастов". Начиная с жюри главного конкурса: оно очень разнородно. Два человека представляют старшее поколение, более склонное к традиционному кино, три - поколение молодое, авангардистское.  Такое у нас на ММКФ впервые. Председатель - бразильский режиссер Эктор Бабенко, рядом с ним - очаровательная Адриана Кьеза ди Пальма, известная в Италии продюсер и прокатчик, вдова оператора Карло ди Пальма. А с другой стороны - Сергей Лобан, автор фильмов "Пыль" и "Шапито-шоу" (спецприз жюри на ММКФ прошлого года), болгарский режиссер Явор Гырдев, чья картина "Дзифт" со следами влияния советского авангарда 20-х годов тоже имеет приз Московского фестиваля, и актер Жан-Марк Барр, режиссер скандально знаменитых сексуальных опусов, последний из которых "Перевод с американского" в прошлом году был у нас в конкурсе. Его новую картину "Сексуальная жизнь одной французской семьи" в этом году мы не решились взять в конкурс, но его самого пригласили в жюри, - картина же будет показана в программе "Секс, еда, культура, смерть".

Я вижу, в названии программы появилось слово "смерть".

Разлогов: Под влиянием Каннского фестиваля, где эта тема превалировала. Заодно эта программа вобрала в себя прошлогоднюю программу "Третий возраст" - о старых людях и предсмертных настроениях.

Вы говорили также о контрастности фестиваля. Пожалуйста, подробнее.

Разлогов: С одной стороны, польский социальный фильм "80 миллионов" Вальдемара Кшистека или история в духе Горького или Толстого - "Взрослея вместе с ветром" иранского режиссера Рахбара Ганбари, трогательная история парнишки из семьи кочевников, который жаждет учиться, а ему приходится пасти овец. С другой стороны, картины почти экстремистские, как корейская дебютная картина Ли Сан У "Адское пламя", или странная испанская анимация Фернандо Кортисо "Апостол", или китайская "Вишенка на гранатовом дереве" режиссера Чэнь Ли - про выборы в маленькой деревеньке. Есть в конкурсе известные имена - как финн Аку Лоухимиес с "Голой бухтой", венгр Иштван Сабо с "Дверью", Ферзан Озпетек с мистическим фильмом "Великолепное присутствие", хотя в нашем прокате его почему-то назвали "Присутствие великолепия". И есть две картины, которые я называю "осатанелым эстетством": латышско-российский "Гольфстрим под айсбергом" Евгения Пашкевича и "Последняя сказка Риты" Ренаты Литвиновой. Наконец, в конкурсе "Орда" Андрея Прошкина - картина очень талантливая и, на мой взгляд, шоковая. Контрастность программы очевидна, и обычно, судя по составу жюри, всегда можно предположить, как оно будет реагировать. Но когда жюри и само столь неоднородно, эксперимент становится особенно интересным.

Вы ни слова не сказали об американском кино - оно представлено в программах фестиваля?

Разлогов: Есть "Голливудский мусор" дебютанта Фила Волкена в конкурсе "Перспективы" - там на втором плане звезды, а на первом - мусорщики, которые находят статуэтку "Оскара". И есть две программы, которые опять-таки отражают полярные тенденции в американском кино. Первую, "Lonestar представляет", мы делаем совместно с техасским фестивалем "Одинокая звезда", и она покажет работы совсем молодых американских авангардистов, а вторая посвящена столетию студии Universal - здесь американская суперклассика уровня фильмов "Птицы" Хичкока, "Иисус Христос - суперстар" Нормана Джуисона, "Графиня из Гонконга" Чаплина... И, конечно, одна из ключевых фигур фестиваля - Эрнст Любич, который является представителем не только американской, но и немецкой культуры, что в Год Германии очень уместно. Год Германии отмечен также программой "Немецкое кино - от десятилетия к десятилетию", которую мы делаем вместе с Институтом Гете. Отбирать фильмы предложено нашим киноведам, каждый взялся представить какое-то десятилетие. В результате в программе оказались классические фильмы Вине и Ланга (картины немого периода пойдут с живой музыкой), а я предложил показать период фашизма и скандальный антисемитский фильм Файта Харлана "Еврей Зюсс", формально запрещенный и в Германии и у нас. Он рифмуется с документальной антифашистской картиной Феликса Мёллера 2008 года "Харлан: в тени "Еврея Зюсса".

Зная ваш принцип строить фестиваль по контрастам, можно предположить, что конкурс "Перспективы", в отличие от главной программы, будет более ровным?

Разлогов: Об этом я не думал, но давайте посмотрим. Да, вы правы, "Перспективы" более спокойные. Здесь моя любимая китайская картина "Горизонт" - семейная драма режиссера Жо Мин Хуажи, полудокументальный фильм турецкого режиссера Вели Кахрамана "Где мой родной язык?", итальянская мелодрама "Горечь любви" (режиссер Франческо Хандерсон Пепе)...  Есть, правда, авангардистский фильм "Би-боп" голландского режиссера Тайса Глогера и "170 герц" - о глухонемых. Этот фильм продолжает традицию фестиваля - рассказывать о людях с физическими проблемами. Эту же тему затрагивает российский фильм "День" Александра Монтова в новой программе "49 мест" - он снят режиссером, пять лет назад потерявшим зрение, и основан на его личном опыте.

"49 мест" - что-то новое в фестивальной афише...

Разлогов: Как ясно из названия, эта программа будет проходить в совсем небольшом зале, адресована абсолютным киноманам и отдана тому, что я бы назвал кинематографическими курьезами. Об одном - фильме "День" - я уже говорил. Другая картина "Цезарь своими руками" рифмуется с фильмом братьев Тавиани "Цезарь должен умереть": там Шекспира тоже играют заключенные. Эта программа будет идти без русского перевода с английскими субтитрами. Для нас это тоже эксперимент: трудно предвидеть, будет зал на 49 мест полупустым или, наоборот, возникнет ажиотаж. Кроме того, впервые появляется конкурс короткометражных фильмов - в нем мы хотим представить зрителям совсем молодых режиссеров.

Покажет ли московский фестиваль что-то из каннских программ?

Разлогов: Буквально в последние дни мы получили согласие на показ Holy motors Леоса Каракса и комедии Кена Лоуча "Доля ангелов". Будут также "Королевство полной луны" Уэса Андерсона и "Рай: любовь" Ульриха Зайдля. Все они по традиции идут в рамках программы "Восемь с половиной".

Программа фестиваля огромна, никто не сможет увидеть даже четверть фильмов. Поэтому традиционный вопрос: какие фильмы, по вашему мнению, нельзя пропустить?

Разлогов: Я не имею права что-то выделять из главного конкурса и "Перспектив". А вот в программе "Ателье" могу настойчиво рекомендовать документальный фильм Анджелины Маккароне "Взгляд" - о Шарлотте Рэмплинг, которая, надеюсь, приедет в Москву. Это одна из самых сильных картин, виденных мною в последнее время: пять очень откровенных диалогов с фрагментами из ее фильмов. Очень нравится мне "Комната 237" Родни Ашера - исследование зашифрованных смыслов фильма Стэнли Кубрика "Сияние". Интересной получилась программа латиноамериканского кино "Анима латина". Там я бы выделил фильм-призер фестиваля в Санденсе "Виолета отправляется на небеса" Андреса Вуда из Чили и аргентинский фильм Паулы Эрнандес "Любовь". Нельзя пропустить всю программу Эрнста Любича - от немых картин "Розита" и "Анна Болейн" до комедии "Быть или не быть", знаменитой "Ниночки" с Гретой Гарбо и кинооперетты "Веселая вдова" с Дженет Макдональд и Морисом Шевалье. Это почти полная его ретроспектива, уже с большим успехом прошедшая на фестивале в Локарно. В программе "Вокруг света" любопытен необычный китайский боевик "Кошки-мышки" режиссера Сюй Чуаньхай. Программа "Картины с выставки" традиционно отдана фильмам о художниках, от "Андрея Рублева" Андрея Тарковского до "Ван-Гога" Мориса Пиала. Много интересного в программе "Русский след": картина режиссеров Чжан Мэн и Чже Ён Квак "Фортепиано на фабрике", полная жутких безобразий гонконгская лента "От любви хлебнешь по полной" режиссера Дэнни Чен, идущая под очень знакомую нам музыку, которая в этом контексте производит шоковое впечатление. В документальной программе "Свободная мысль" - один из хитов Венецианского фестиваля "Да здравствуют антиподы!" Виктора Косаковского.

ММКФ всегда страдал оттого, что из-за формальностей команда отборщиков могла приступить к работе только в последние до фестиваля месяцы. Наметились ли сдвиги?

Разлогов: По закону команда начинает существовать только после того, как в феврале выигрывает тендер, а финансирование должно начаться только с середины марта. То есть мы долгое время работаем как бы в кредит, ездим за свой счет в надежде, что деньги нам вернут. Но самое страшное даже не это. Ведь фестиваль, в сущности, умирает на полгода, не может функционировать даже его сайт. И это система, которая по нелепости не имеет себе равных.