В прошлом году в России вступили в силу поправки в Закон "Об иностранных инвестициях" и "О порядке осуществления иностранных инвестиций", которые упростили крупному капиталу доступ в страну. Для заключения сделок между иностранными компаниями, которые контролируются российскими собственниками, больше не требуется одобрения правительственной комиссии. Раньше инвесторы должны были получать его в обязательном порядке и тратить на ожидание ответа драгоценное время. Аналогичное послабление получили и международные финансовые организации, в которых участвует Российская Федерация. Это, к примеру, Европейский банк реконструкции и развития.
Правительственная комиссия имеет право принять три решения: дать на сделку "добро" - то есть согласовать ее, отказать в согласовании либо согласовать, но с условием, что инвестор, подавший заявку, возьмет на себя определенные обязательств. В последнем случае порядок действий до внесения поправок в закон был таков: ФАС заключает с иностранным инвестором соглашение о том, что он готов выполнить те или иные обязательства, и после этого материалы повторно рассматриваются на заседании правительственной комиссии. Теперь процедура проще: антимонопольная служба заключает соглашение и на основании этого документа выдает разрешение о согласовании сделки без повторного внесения материалов на правительственную комиссию. Это существенно сокращает сроки рассмотрения, которые раньше могли достигать двух месяцев.
Помимо этого, поправки в закон упростили жизнь инвесторам, которые работают в некоторых важных отраслях. К примеру, в сфере недропользования. Раньше, если инвестор покупал долю в российской компании, равную 10% и больше, сделку обязательно нужно было согласовывать с правительственной комиссией. Теперь контроль будет наступать, когда доля инвестора, после приобретения акций, достигнет 25%.
Иными словами, некрупные сделки выпали из сферы государственного контроля.
И еще одно важное нововведение: в новом законе из числа отраслей, которые в России считаются стратегическими и контролируются государством в особом порядке, были исключены такие сферы, как деятельность банков без государственного участия в области шифрования, информации и эксплуатация радиационных источников в гражданском секторе экономики. Речь идет о компаниях, для которых эта работа не является основной.
Прошлый год в плане притока крупного капитала был для России неплохим. В страну поступило 190,6 млрд долларов иностранных инвестиций - на 66,1% больше, чем в 2010-м. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, наша страна вошла в семерку мировых лидеров по притоку инвестиций.
Особенно бурный рост показал российский рынок слияний и поглощений (M&A). Он вырос на 51,8%, составив около 79,07 млрд долларов против 52,09 млрд долларов в 2010-м. Вместе с этим эксперты констатируют, что интерес западных инвесторов к российским активам заметно упал.
Как отмечают аналитики компании ФБК, на фоне относительно благоприятной макроэкономической ситуации, на рынке слияний и поглощений была зафиксирована парадоксальная ситуация: количество сделок уменьшилось, хотя объем рынка в целом вырос. Основным "драйвером" стали сделки стоимостью более одного миллиарда долларов. На них пришлось 70% всех контрактов, заключенных в прошлом году.
По объему инвестиций на первое место вышла добыча полезных ископаемых (в этой отрасли объем сделок составил 13,31 млрд долларов, или 16,83% объема рынка). В 2010 году этот показатель был на уровне 1,4 млрд долларов.
Объем трансграничных сделок снизился с 44% до 37,5%. Однако в реальности падение интереса западного капитала к отечественным активам еще разительнее, констатируют в ФБК. "С точки зрения стоимости сделок 91,5% на этом сегменте рынка пришлось на четыре крупные сделки, остальные составили в сумме менее двух миллиардов долларов. Поэтому о значительном долгосрочном оживлении иностранных инвестиций на рынке России говорить пока не приходится", - поясняет директор департамента оценки ФБК Станислав Аниканов. При этом эксперт отмечает, что даже в этих четырех сделках в двух случаях речь идет о выкупе иностранными дочками российских гигантов их акций.
Позитивной тенденцией стал некоторый рост транспарентности (открытости) сделок. В 2011 году из 670 сделок стоимость была раскрыта в 43 процентах случаев, тогда как в 2010-м раскрывалась стоимость только одной сделки из трех - 31,1%. Однако, по мнению экспертов ФБК, такой уровень "прозрачности" по-прежнему нельзя признать приемлемым. Множество малых и средних сделок осуществляется непублично, в СМИ поступают сведения, являющиеся лишь малой частью всего объема рынка", - констатирует Аниканов.
По его словам, активнее всего слияния и поглощения происходили в сфере финансов, энергетике, телекоммуникационном секторе и химическом производстве. Однако у лидеров средний уровень прозрачности сделок составил 25,1%.
И еще одна тенденция минувшего года - увеличение количества аукционов по продаже федерального имущества: 257 в 2011 году против 128 в 2010-м. Общая сумма проданных государственных пакетов в 2011 году превысила один миллиард долларов. При этом почти треть суммы пришлась на одну сделку - продажу пакета акций компании "Ванинский морской торговый порт".
В 2012 году эксперты ФБК не прогнозируют бурного роста рынка слияний и поглощений. "На российский рынок будут влиять разнонаправленные тенденции. В позитиве - то, что выборный цикл остался позади, в негативе - продолжающиеся проблемы на финансовых рынках Европы и США, что уже сказывается на количестве и качестве сделок и у нас. В итоге, полагаем, что наш рынок будет слабо расти или даже стагнировать", - говорит Аниканов.
Пока России не удалось обеспечить приток в экономику нужного объема крупного капитала. В первую очередь это касается прямых иностранных инвестиций, от которых зависит рост реального сектора экономики. Особый дефицит инвестиций испытывают машиностроение, информационная отрасль, переработка. Сырьевые отрасли денег получают достаточно, но и им средств все равно не хватает, разведка и освоение новых месторождений затягивается.
Но самое плохое, что деньги продолжают утекать из страны. Чистый отток капитала с января по апрель, по данным ЦБ, составил 42 млрд долларов. Во втором квартале Банк России и Минэкономразвития прогнозируют приток, но эксперты считают, что для сколько-нибудь заметного движения денег в страну основные условия до сих пор не созданы. "Шаги, которые предпринимаются, необходимы и правильны, но они не меняют ситуацию в корне, - говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - У нас есть более серьезные проблемы, и они пока не решаются".
Приток инвестиций, по его словам, сдерживают коррупция, незащищенность прав собственности и высокие административные барьеры. Причины, заставляющие выводить деньги из страны, тоже всем известны. "Это даже не высокие налоги, хотя в последнее время в результатах опросов все чаще звучит и этот ответ, а общая неопределенность экономической ситуации, - говорит Николаев. - Бизнес не понимает, что происходит, и от греха подальше выводит капиталы из страны. Самое парадоксальное, что деньги уходят не из падающей, а из растущей экономики. Это серьезный сигнал, о котором стоит задуматься".
По словам Николаева, если бы все эти сотни миллиардов долларов, которые вывели из страны за последние годы, остались здесь, у нас давно была бы вполне приличная база для реализации тех целей, которое стоят перед экономикой и страной в целом, резюмируют эксперты.