Депутаты готовятся пересмотреть порядок осуществления госзакупок

Новый закон "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" не оставит никому возможности приобрести себе за государственные деньги золотой унитаз, дорогой автомобиль или какой-то другой товар "с повышенными, избыточными характеристиками".

Подобная практика будет исключена, надеется замминистра экономического развития РФ Михаил Осеевский, который вчера попытался доказать депутатам Госдумы, чем новый закон лучше старого, пресловутого 94-го, что до настоящего времени регулировал госзакупки. Впрочем, у думцев накопилось немало и своих претензий к 94-му. По словам члена Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Игошина, действующий закон о госзакупках был принят "как способ противодействия коррупции" и "сыграл определенную роль". Однако с годами в законе выявились недостатки. Случалось, к примеру, что аукционы с минимальной ценой выигрывали фирмы, которые в итоге вовсе не оказывали никаких услуг.

И все же, по мнению и замминистра, и депутатов, 94-й закон помог создать единую правовую, экономическую, технологическую среду, в которой сегодня "более 200 тысяч государственных заказчиков размещают заказы на сумму более пяти триллионов рублей в год, и несколько сот тысяч российских компаний имеют возможность получить такие заказы". Однако остается вопрос, нужна ли вообще такая закупка, каков ее результат и кто за него ответит. По словам Игошина, потери при госзакупках достигают 1 триллион рублей в год. "И по-прежнему, остаются возможности для коррупционных проявлений", - признает Осеевский еще один недостаток 94-го.

Федеральная контрактная система предполагает полную прозрачность закупок, профессионализм,ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств, отмечает замминистра. Предусматривается обязанность госзаказчиков обнародовать планы закупок на сайте на три года вперед, а на текущий год - в более подробном плане-графике с указанием выбора процедуры закупок, расчета начальной цены и прочего.

Законопроектом предусмотрены и мониторинг, и контроль за процессом на каждом его этапе. Публикации подлежат все существенные действия заказчика - обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта. Вводится институт общественного контроля за госзакупками. Общественные "контролеры" вправе запрашивать всю информацию о закупках и о ходе исполнения контрактов, оценивать и саму процедуру, и итоги исполнения контрактов, обращаться от своего имени в правоохранительные органы в тех случаях, если в действиях или бездействии заказчика или других участников процесса обнаружатся признаки состава преступления. "Мы уверены, что такая прозрачность и предсказуемость должна существенно повысить конкуренцию в этой сфере", - отмечает Михаил Осеевский.

Законопроектом предполагается и создание специального подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок: контрактная служба заказчика. С ее сотрудников как раз и будет спрос за соблюдение всех требований, предусмотренных законом о госзакупках, и за качество исполнения контракта.

Документом вводится блок антидемпинговых мер. К примеру, участник размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной цены (максимальной) контракта обязан выдать ее полный расчет и обоснование. Законопроект предоставляет возможность заказчику в одностороннем порядке расторгнуть контракт без решения суда, если исполнитель его не выполняет. Впрочем, такое право есть и у подрядчика.

Однако депутаты Госдумы все-таки смогли обнаружить недостатки и в новом законопроекте. Но править его будут уже во втором чтении. А вчера он был принят только в первом.

Кстати

20 июня Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, цель которых - уберечь молодых россиян от пьянства с юных лет. Один законопроект поднимает штрафы за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним: для граждан с 3-5 тысяч до 30-50 тысяч рублей, для должностных лиц с 10-20 тысяч до 100-200 тысяч, для юридических - до 300-500 тысяч рублей. Второй законопроект запрещает рекламу алкогольной продукции, в том числе и пива, на сайтах в сети Интернет, зарегистрированных в качестве средств массовой информации.