25.06.2012 18:39
Поделиться

"РБГ" подвела итоги Международного экономического форума в Петербурге

В городе на Неве закончилось главное бизнес-событие года - Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Какие результаты он принес в этом году, разбирался корреспондент "РБГ"

Одной из основных тем прошедшего ПМЭФ-2012 стало улучшение делового климата накануне вступления страны в ВТО. В середине первого дня форума на пленарном заседании, тема которого заявлена как "Эффективное лидерство", выступил президент России Владимир Путин.

- Мы должны предложить инвестору эксклюзивные условия, чтобы за российский рынок еще поборолись, в итоге Россия должна войти в двадцатку стран с наиболее комфортной инвестсредой, - пояснил глава страны.

Тем временем, как показал рейтинг условий ведения бизнеса в России, который был подготовлен Всемирным банком и представлен в дни форума, ситуация далека от намеченной. Впервые в рейтинге была отражена ситуация не только в Москве, но и в других российских регионах. Лидером рейтинга стал Ульяновск, на втором месте - Саранск, на третьем - Владикавказ, Москва - на последнем, 30-м месте, а Санкт-Петербург - на 22-м. При этом Петербург оказался на первом месте по легкости регистрации предприятий, на девятом - по легкости получения разрешений на строительство, на 27-м - по легкости регистрации собственности. В целом же Россия расположилась на 120-м месте из 183.

Помочь изменить ситуацию, как говорят эксперты, поможет новый бизнес-омбудсмен, назначенный в дни ПМЭФ. Им стал председатель общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов. В его ведении будут как отечественные, так и иностранные предприниматели, работающие в РФ.

Институт уполномоченного по правам предпринимателей получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные нормативные акты по решению суда и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников.

Если говорить о контактах, заключенных в дни форума, то их было подписано на сумму 360 млрд рублей. Это в полтора раза больше, чем в прошлом году.

Так, "гвоздем программы" ПМЭФ стало проведение "Газпромом" заключительных переговоров с иностранными партнерами по Штокмановскому проекту для подготовки нового акционерного соглашения взамен истекающего. Стало известно, что среди новых партнеров проекта может оказаться Shell. При этом не исключается, что бизнес-модель реализации проекта может быть принята в пользу 100-процентного производства сжиженного природного газа. Что касается сроков проекта, то они, согласно мнению заместителя председателя правления концерна Александра Медведева, опять, скорее всего, будут перенесены. Однако это не помешает компании развивать другие проекты - в дни ПМЭФ было подписано соглашение "Газпром-нефти" и японской Japan Oil, Gas and Metals National Corporation (JOGMEC) о совместном геологическом изучении нефтяных запасов Игнялинского лицензионного участка, расположенного в Иркутской области. Другая компания отрасли - "ЛУКОЙЛ" - подписала в дни форума меморандум о сотрудничестве с итальянской Enel. Согласно документу "компании будут рассматривать возможности реализации совместных проектов в сфере разведки и добычи газа на территории России и за рубежом, в частности, на морских месторождениях Каспийского моря и Северной Африки".

В дни ПМЭФ стала известна судьба ряда стратегических проектов, с которыми правительство Петербурга не могло определиться долгое время. Эти проекты в случае их реализации могут оказать существенное влияние на экономический ландшафт города.

Прежде всего это финансовое закрытие сделки по строительству в Петербурге центрального участка Западного скоростного диаметра. Согласно подписанному документу Внешэкономбанк вложит в строительство ЗСД 25 млрд рублей, ВТБ и Газпромбанк - 23 млрд, Евразийский банк - 3 млрд рублей, ЕБРР - 200 млн евро. С момента подписания контракта частный концессионер начнет работу по строительству центрального участка, который составит 11,7 километра и пройдет над Большим Невским фарватером, через западную часть Васильевского острова и Большую Невку. Окончание строительства ЗСД намечено на начало 2016 года.

Еще один инфраструктурный проект - Орловский тоннель под Невой, который до недавнего времени в связи с вступлением в должность нового губернатора города был заморожен. Несмотря на отсутствие конкретных сроков, стало ясно, что "зеленый свет" проекту может быть включен в любую минуту.

- Правительство России готово финансировать проект строительства Орловского тоннеля и выделять на это средства из бюджета, - заявил глава минтранса Максим Соколов.

- Тоннель был предусмотрен в планах еще 1960-х годов. Мы разрабатывали его еще при губернаторе Яковлеве. Проектом занималось несколько комитетов Смольного, - прокомментировал это решение экс-вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров. - Я уверен, что когда-нибудь он будет построен, но вынужден согласиться, что сейчас он слишком дорогой.

Другая ситуация со строительством Ново-Адмиралтейской верфи на острове Котлин (Кронштадт), который является главным инфраструктурным проектом "ОСК" в рамках создания судостроительного кластера в Санкт-Петербурге. По словам экс-президента компании Романа Троценко, строительство начнется в июне-мае 2012 года. Напомним, что на 150 гектарах территории острова и 150 гектарах акватории Финского залива расположится предприятие, способное строить суда дедвейтом до 200 тысяч тонн. Планируемый ежегодный объем выручки - 38 млрд рублей, объем инвестиций - 60 млрд рублей, окончание строительства первой очереди намечено на 2014 год. Уже в 2016 году планируется спуск на воду первого построенного судна - газовоза для Штокмановского месторождения "Газпрома". Помимо этого судна "ОСК" построит два сейсмических корабля для нужд "Совкомфлота" на базе Балтзавода. Оборудование для них будет поступать из Финляндии. Таким образом, Балтзавод получит заказ на 200 млн долларов.

Однако главной интригой ПМЭФ стал представленный правительством города проект реконструкции центра Петербурга стоимостью 1 трлн рублей. Напомним, что недавно губернатор Полтавченко запретил строительство в историческом центре города, чем существенно сократил количество инвесторов, а значит, как говорят эксперты, и число возможных партнеров проекта.

- Сейчас идут переговоры о финансировании. Предполагается, что 70% должен внести город, 30% - федеральный бюджет. Саму программу могут утвердить осенью, - сообщил вице-губернатор Петербурга Сергей Вязалов.

Что касается "большой приватизации", объявленной ранее, то стало известно, что российское правительство издало распоряжение о приватизации четверти акций (минус одна акция) ОАО "Совкомфлот" - крупнейшей отечественной судоходной компании. Об этом сообщил в ходе Петербургского международного экономического форума первый вице-премьер Игорь Шувалов. В настоящее время 100% акций "Совкомфлота", специализирующегося на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, принадлежит государству. По словам Шувалова, частичная приватизация компании состоится уже в этом году, однако окончательная форма продажи пока не определена. Примерная стоимость данного пакета акций оценивается в 25-27 млрд рублей.

Среди стратегических документов, которые были подписаны в течении ПМЭФ, - твердый контракт между "Трансаэро" и компанией "Сухой" на поставку шести самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) в базовой версии с опционами еще на 10 таких лайнеров. Стоимость размещенного твердого заказа составляет 212,4 млн долларов США в текущих каталожных ценах. Она может возрасти до 566,4 млн долларов при реализации опционов. Поставки самолетов ожидаются с 2015 году. Кроме того, состоялось подписание твердого контракта на поставку четырех самолетов Airbus A380, стоимость контракта оценивается в $1,7 млрд. Поставки самолетов ожидаются с 2015 года.