Разбили парк
Презентацию провел руководитель облдепартамента экономики Юрий Есипов. По его словам, строительство прошло в короткие сроки. В проекте приняли участие региональное правительство и власти Мценского района, на территории которого он возведен. В качестве вклада они внесли участок площадью в 140,5 гектара. Место выбрали неслучайное - "Зеленая роща" примыкает к федеральной трассе М-2 "Крым", идущей из Москвы через Тулу, Орел, Курск и Белгород на Харьков, Днепропетровск и Симферополь. Поблизости проходит и железнодорожная магистраль Орел - Москва.
- Концепцией предусмотрено зонирование территории на 12 участков производственного назначения, - рассказал Юрий Есипов. - Также выделены зоны отдыха, обслуживания, спорта и торговли, вспомогательные зоны для размещения инфраструктурных объектов. Потенциальные резиденты могут построить производственные, научно-исследовательские, административные и складские объекты на участках, обеспеченных коммуникациями.
В "Зеленой роще" появился и первый резидент. Правительство подписало соглашение с инвестиционной компанией о строительстве предприятия по переработке гречихи. В проект запланировано вложить свыше 500 миллионов рублей. На них возведут зернохранилище, гречневый завод и завод по производству гречневых хлопьев, а также логистический комплекс. Предприятие примет на работу 250-300 человек и будет способно перерабатывать до 42 тысяч тонн гречихи в год. Власти надеются, что вскоре в парке появятся и другие производства.
- Проекту гарантирована административная поддержка со стороны правительства области, - заверил губернатор Александр Козлов. - В том числе полный пакет мер господдержки инвесторов, предусмотренный обновленным региональным законодательством, включая налоговые льготы и субсидирование процентной ставки.
Термином единым
Для Орловщины прошедшее событие стало важным, так как много лет инвесторы не жаловали ее вниманием. Правительство надеется, что появление индустриального парка изменит ситуацию. Идея построить его родилась в конце 2009 года. Тогда же начал восстанавливаться инвестиционный климат. Достаточно сказать, что в рейтинге инвестпривлекательности регионов Орловщина за три года поднялась с 65 места на 15-е.
Однако председатель правления Ассоциации индустриальных парков России Максим Иванов предостерег орловцев от иллюзий. По его словам, сейчас в стране проходит "интересный экономический процесс, связанный с возрождением промышленности". И создание единой сети индустриальных парков ему не только способствует, но и в будущем, возможно, станет определять вектор его развития.
- Еще два года назад у нас отсутствовала система стандартов качества работы индустриальных парков, и это очень мешало привлечению инвесторов, особенно иностранных, - рассказал Максим Иванов. - Не было даже устоявшейся терминологии. Везде индустриальные парки называли по-разному - технопарками, промышленными зонами или кластерами. Сейчас все шире используется единая терминология.
Общая система стандартов качества уже дала инвесторам возможность максимально быстро проводить так называемый первичный анализ - отбор подходящей территории. Раньше процесс мог длиться месяцами, а то и годами, особенно если речь шла о создании крупного и сложного производства. Теперь срок в большинстве случаев сокращен до двух-трех месяцев. Инвестор оперативно получает интересующую его информацию о любых индустриальных парках, может сравнить их параметры и просчитать риски.
- Для этого и была создана наша Ассоциация, - говорит Максим Иванов. - Задача состояла в том, чтобы объединить регионы, развивавшие у себя такие проекты, и помочь другим, например той же Орловщине, избежать ошибок. А их делалось много - это и не до конца продуманная законодательная база, и неудачная резидентная политика. Но были и приятные сюрпризы. Например, лет десять назад никто и подумать не мог, что Калужская область станет крупным автопроизводящим регионом.
Кстати, калужане выступили одними из учредителей Ассоциации, которая сейчас объединяет около 50 индустриальных парков. В основном они расположены в европейской части страны. Но процесс набирает обороты. Парки все чаще появляются и за Уралом. Основные их признаки определены - это подготовленная территория, снабженная инфраструктурой и управляемая специальной организацией. Основная задача - обеспечить максимально комфортное и безбарьерное вхождение инвестора в регион.
- Наступил период, когда надо перейти от количественного насыщения к качественному наполнению уже существующих парков, - считает Максим Иванов. - И здесь крайне важна государственная помощь. Это могут быть не только финансы. Регион, совершенствуя законы, может участвовать в развитии и модернизации инфраструктуры и помочь в том числе тем, кому приходится особенно тяжело, - частным индустриальным паркам.
Максим Иванов не исключил возможности того, что в ближайшее время появится федеральная целевая программа развития индустриальных парков, в рамках которой будет предусмотрено и бюджетное финансирование. По крайней мере проект такой программы, по его словам, уже обсуждается членами Ассоциации с минэкономразвития.
- Важным моментом является развитие правильных механизмов государственно-частного партнерства, - добавил он.
От "де-юре" к "де-факто"
Важность взаимоотношений инвестора и государства подчеркнул и исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Виктор Черепов. По его мнению, определяющим должно стать совершенствование законодательной базы на федеральном и региональном уровне. А бизнес-сообщество должно участвовать в экспертизах законодательных нормативных актов. Такое партнерство, по его словам, станет не только взаимовыгодным, но и "обоюдоострым", а на бизнес ляжет дополнительная ответственность - от качества экспертизы будет зависеть и качество законов.
- Другой, широко обсуждаемый момент, - это сохранение условий соглашений на всем протяжении реализации инвестиционного проекта, - рассказал Виктор Черепов. - Для успеха проекта необходима стабильность. Если инвестор уверен в том, что в течение трех-пяти лет власти не изменят условия, на которых подписывался договор, то он увеличит объем вложений. А чтобы система гарантий заработала, надо создать на федеральном и региональном уровнях перечни инвестиционных проектов, согласованных с бизнес-сообществом.
Пока проблема не решена и в последние годы во многих регионах даже обострилась. В РСПП это связывают с мировым финансово-экономическим кризисом. Там считают, что когда ситуация ухудшается, то на бизнес со стороны государства нередко увеличивается налоговая или административная нагрузка.
По мнению Виктора Черепова, на инвестиционной политике должно отразиться появление института уполномоченных по правам предпринимателей. В некоторых регионах такие должности уже введены. А вот в Орловской области, например, бизнес-омбудсмена пока нет.