Валерий Андреевич, сначала - о проблемах камчатских школ.
Валерий Пономарев: Эти проблемы, в общем-то, известны. Во-первых, не хватает преподавателей по физике, математике, химии, физкультуре. Например, в средней общеобразовательной школе поселка Сокоч (Елизовский район) физику преподают дистанционно, т.е. через Интернет. Потому что нет профильного учителя. К сожалению, профессия школьного учителя стремительно теряет престиж. И, наверное, не только на Камчатке.
Во-вторых, удаленность районных школ на Камчатке делает их почти неконкурентоспособными по сравнению со школами центра края. Там нехватка учителей чувствуется еще острее, что, разумеется, сказывается на качестве обучения. К тому же - расстояния: добраться из районных школ до столицы Камчатского края зачастую составляет немалую проблему. Например, из некоторых школ Олюторского района нужно лететь два часа вертолетом до районного аэропорта, а затем три часа самолетом до Петропавловска-Камчатского. Я не говорю уже о полетах жителей края в Москву. При неблагоприятных погодных условиях дорога может занимать иногда до двух недель.
Тем не менее что-то меняется?
Валерий Пономарев: Безусловно. За истекшее время, когда был назначен новый губернатор - Владимир Илюхин, сделано немало. Снижены в два раза тарифы на перевозку местных жителей из отдаленных районов в столицу края. Заработала программа по привлечению молодых специалистов. Им сразу, по приходу на работу в поселковую школу предоставляют квартиру. Плюс ежегодное денежное пособие. Скажем, в поселках Ичинский, Крутогоровский Соболевского района, селах Карага, Ивашка, Тымлат, Ильпырское Карагинского района, а также селах Тигильского, Олюторского, Алеутского, Пенжинского районов по окончании первого года работы выплачивается 50 тысяч рублей, второго года - 75 тысяч и третьего года работы - 90 тысяч рублей.
В 2011 году ежегодное денежное пособие получили 32 молодых учителя сельских школ. К тому же в соответствии с приказом Министерства образования и науки Камчатского края для молодых специалистов, впервые приступившим к педагогической деятельности, установлены надбавки к окладам: в первый и второй год работы - в размере 50 процентов, в третий - 40 процентов. Плюс ежемесячные денежные выплаты на содержание и ремонт жилого помещения или его наем, включая коммунальные платежи.
Для привлечения молодых специалистов проводятся встречи с выпускниками Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга и Камчатского педагогического колледжа, на которых предлагаются имеющиеся вакансии в школах края, рассказывается об оплате труда, о льготах, программе льготной ипотеки молодым учителям.
Не забыты и выпускники школ. Они имеют преимущественное право обучаться за счет бюджета в государственных высших учебных заведениях Камчатки.
Как выглядят результаты сдачи ЕГЭ на Камчатке по сравнению с другими регионами России?
Валерий Пономарев: Мы не лучше и не хуже. Находимся в середине. В нынешнем году, скажем, по русскому языку только 57 человек (3,58 процента) не набрали минимального количества баллов. В 2011 году несдавших было больше - 4,3%
По данным министерства края, самый высокий результат по математике составил 96 баллов. Их набрали два выпускника школы N 33 в Петропавловске-Камчатском и школы N 8 Елизовского муниципального района.
А что делаете лично вы для улучшения результатов ЕГЭ в Камчатском крае?
Валерий Пономарев: Я со своими единомышленниками - депутатами Законодательного собрания Камчатского края уже третий год подряд организую дополнительную подготовку выпускников к сдаче единого государственного экзамена в ряде камчатских школ. Когда наиболее подготовленные учителя во внеурочное время "натаскивают" одиннадцатиклассников, чтобы те чувствовали себя уверенно на выпускных экзаменах. И это дает положительные результаты.
Настало время спросить, а как вы лично относитесь к ЕГЭ?
Валерий Пономарев: Мне думается, что замысел хороший. Разумеется, саму процедуру тестирования и принятия решений по его итогам нужно совершенствовать. И этот процесс безостановочно идет. Но есть, на мой взгляд, одно внутреннее системное противоречие в самих заданиях.
Интересно, какое?
Валерий Пономарев: Полагаю, уровень сложности задач на ЕГЭ не соответствует уровню требований к знаниям, получаемым учащимися в средней школе. Т.е. стандарты ЕГЭ выше по сложности стандартов школьного образования. Если школьнику не преподавали какую-то теорему в стенах школы, потому что ее нет в школьной программе, значит, этой теоремы не должно быть в задачах ЕГЭ.
Что вы хотели бы пожелать устроителям ЕГЭ?
Валерий Пономарев: В первую очередь - терпения и выдержки. Во вторую очередь - уметь слышать окраины.
Кстати, как вы относитесь к инициативе президента РФ Владимира Путина, заявившего, что в России всех детей надо страховать от несчастного случая?
Валерий Пономарев: Разумеется, положительно. Более того, я будучи депутатом Законодательного собрания Камчатского края четыре года подряд из личных средств страховал всех детей своего избирательного округа от несчастно случая, всего - около 7000 человек. Инициативу подхватили и некоторые другие депутаты. В этом году мы продолжили эту новацию.