Айшат Гаджиева: У культур соседствующих народов много общего

Приезжая в Санкт-Петербург, туристы почти не заглядывают в Российский этнографический музей. А зря. Прийти сюда стоит, чтобы узнать, как жили, одевались и выглядели белорусы в XIX веке. РЭМ - уникальный музей. Еще в начале ХХ столетия здесь открылась экспозиция "Белорусы". И хранятся раритеты еще в дореволюционных шкафах.

Недавно сотрудники РЭМа побывали в Минске - вместе с Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси петербургский музей проводил крупную международную конференцию "Культура и быт белорусов в этнографических исследованиях и музейных коллекциях". Валентина Гавришина, научный сотрудник отдела этнографии народов Беларуси, Украины, Молдавии, и Айшат Гаджиева, научный сотрудник отдела специализированного хранения, знаток музыкальной культуры, надеются, что совместные научные проекты позволят уточнить вопросы происхождения белорусов. А первоочередной задачей считают создание общего каталога белорусских этнографических коллекций, хранящихся в Беларуси и России, причем не только в крупных музеях, но и в школьных собраниях.

- Как начала формироваться в РЭМе белорусская коллекция?

Валентина Гавришина: Первыми экспонатами стали поступления с Всероссийской кустарно-промышленной выставки, проходившей в 1902 году в Петербурге, - орудия рыболовства, утварь, одежда, вышивки белорусских крестьян. Затем на Полесье, в Витебской, Минской и Могилевской губерниях собирали коллекции этнографы Александр Сержпутовский, Евдоким Романов, Евгений Ляцкий, студент Санкт-Петербургского университета В. Костко. О деятельности этих ученых у нас сохранились богатейшие архивы. В 1908 году белорусское собрание пополнилось коллекцией А. Миллера из Могилевской губернии - предметы домашнего интерьера, утварь, одежда, в том числе полный костюм невесты. В том же году А. Рогозина привезла из Минской губернии одежду, комплекс вещей по уходу за ребенком и ритуальные предметы, а сотрудник музея И. Акимов приобрел батлейку середины XIX века с 25 куклами. В 1930 году собирательская деятельность в Белоруссии практически приостановилась. Экспедиции возобновились в 1960-1980-е годы и прекратились с распадом СССР. Теперь рушники и рубахи своих предков к нам приносят белорусы, проживающие в Санкт-Петербурге.

Айшат Гаджиева: В 1948 году в РЭМ также поступила большая часть коллекции расформированного московского Музея народов СССР - обогатился и белорусский фонд.

Валентина Гавришина: Кстати, в нашем отделе хранятся предметы культуры почти всех славян. Белорусская коллекция самая крупная после украинской.

- Насколько близки были в начале XX века народные традиции у русских и белорусов?

Айшат Гаджиева: Когда сто лет назад формировалась коллекция музея, то зачастую вещи белорусов помечались в картотеке как "русские", но собственно русские всегда - как "великорусские". На пограничье много общего у культур соседствующих народов. Во время экспедиции начала 1990-х годов в Невельский район Псковской области я подметила сходство традиций этого региона с соседним Городокским районом Витебской области. Невельцы считают себя "русскими", "белорусами" - жителей Беларуси, а о других жителях Псковщины говорят - "скобари". Хотя и те, и другие, и третьи могут быть родственниками!

Давно порасоставить общий белорусско-российский каталог белорусских этнографических коллекций

- Если сравнить коллекцию РЭМа с этнографическим собранием Музея древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси, то чем они отличаются?

Валентина Гавришина: Самое главное отличие в том, что коллекция минского музея формировалась в 1970-е годы, а нашего - на сто лет раньше. У нас хранятся более древние предметы.

Айшат Гаджиева: Коллекции наших музеев взаимодополняющие. Самые старые вещи в РЭМе - с Всероссийской этнографической выставки 1867 года. Но некоторых экспонатов не хватает. В начале ХХ века этнографы не коллекционировали гармошки, так как не считали их древним инструментом. А цимбалы воспринимались как еврейский инструмент. Поэтому сейчас мне, как исследователю, нужно бывать в Минске, чтобы изучить эти предметы - здесь они лучше представлены, чем в Санкт-Петербурге. Интересную коллекцию пастушеских труб я увидела в Заславле. Но в РЭМе хранятся пастушеские трубы, которые привозил с Витебщины Евдоким Романов - таких старых инструментов сейчас в Беларуси, пожалуй, уже не найти. Особая гордость - труба середины XIX века.

- Почему не издан альбом и каталог белорусского собрания РЭМа?

Айшат Гаджиева: Пора бы этим заняться. Более того, нам необходимо составить общий белорусско-российский каталог белорусских этнографических коллекций. В Карелии, например, составляется реестр коллекций маленьких музеев. Я сотрудничала с коллегами из Петрозаводска - и было бы интересно в этом направлении продолжить работу с минскими учеными.