C 1 июля штраф за неправильную парковку в Москве вырастет в 10 раз

Парковка под запрещающим знаком с 1 июля дорожает в Москве в 10 раз. В силу вступают поправки в КоАП, устанавливающие для столицы штраф за неправильную парковку в 3 тыс. рублей.

Городские власти стали готовиться к изменению заранее: уже с апреля по центру города, заставленного брошенными где попало машинами, курсируют десять автомобилей-"парконов", которые фиксируют нарушения правил стоянки. На одном из них прокатился корреспондент "РГ" и лично убедился, что с 1 июля ездить в центр дешевле и проще на метро.

Под запретным знаком

Ежедневно в пределы Садового кольца, по данным экспертного центра "Пробок нет", въезжает примерно 220 тысяч автомобилей. А "законных" мест на проезжей части - около 170 тысяч. Остальные 50 тысяч паркуются где придется, то есть с нарушениями. Правда, в поле зрения десятка "парконов" попадают около 1 тысячи машин. Прибор фиксирует только те, которые стоят под знаками "Стоянка запрещена" и "Стоянка и остановка запрещена", а заставленные газоны, бордюры, перекрестки остаются без внимания. Но и на них может найтись управа в виде статичных видеокамер. "Парконы", как их прозвали журналисты (по названию прибора, установленного в автомобиле), уже известны в Москве. С виду это обычная легковая машина черного цвета с желтой эмблемой на капоте. Основное - внутри. Сам "паркон" состоит из двух частей - фиксатора и модуля навигации. В память прибора заложены географические координаты всех знаков "Стоянка запрещена" и "Стоянка и остановка запрещена". При приближении к ним прибор "просыпается" и начинает запись нарушения.

Для корректного доказательства неправильной парковки необходимо дважды "снять" на фото автомобиль: вдруг он просто высадил пассажиров и в следующую минуту уехал по своим делам?

В среднем один "паркон" привозит из 12-часовой смены 100 нарушителей, то есть 100 штрафов ежедневно. Умножим на 10. Оплачивают квитанции 50-70% нарушителей. Это примерно 180 тысяч рублей в день, которые с 1 июля вырастут в 10 раз - до 1,8 млн.

Самые "хлебные" места, по наблюдениям сотрудников Центра организации дорожного движения, - Покровка, Сретенка, Лубянка, проспект Мира, территория вокруг Кремля. Наш маршрут проходил по другим улицам - Лесной, Долгоруковской и Садовому кольцу. Но и здесь машины стоят сплошной стеной. За ними у выезда на Садовое почти не виден знак "Остановка и стоянка запрещена", но "паркон" фиксирует пару нарушителей.

"Недавно одна машина зафиксировала двести нарушителей, - рассказывает ведущий сотрудник ЦОДД Михаил Кащеев. - Это невеселый рекорд. Квитанции в 300 рублей никого не напугали - как парковались в три ряда, так и паркуются. Но с 1 июля, думаю, все поменяется".

"Человеческий фактор" исключен

Все маршруты, по которым ездят автомобили, согласованы с ГИБДД и выложены на сайте ЦОДД. Сейчас их 40, в разработке еще несколько десятков. На каждый "паркон" приходится по 4-5 маршрутов. Скоро их станет в 10 раз больше. По словам Кащеева, машины, оборудованные видеофиксаторами, доберутся и до Бутова, и до Зеленограда. Кроме того, в планах - и ночное патрулирование.

На объезд каждого маршрута, если ехать с идеальной для считывания номеров скоростью 30-40 км в час, в среднем уходит 10-15 минут. Примерно столько времени есть у "пойманного" водителя, чтобы убраться восвояси и не попасть во второй раз в объектив.

Сам ЦОДД к штрафным квитанциям не имеет отношения - он только передает сведения на сервер ГИБДД, куда стекаются данные со всех фиксаторов нарушений в городе. Для этого надо подъехать к зданию ГИБДД на Садовой-Самотечной и по Wi-Fi передать информацию в центр обработки. Казалось бы, зачем десяти машинам каждый день ездить на Садовое кольцо - не проще ли отправить информацию по электронной почте? Но прибор полностью автоматизирован. "Вмешательство человеческого фактора исключено", - гордо говорит Михаил Кащеев.

По мнению руководителя экспертного центра "Пробок нет" Александра Шумского, "паркон" - это эффективный способ разгрузки движения. Главное, чтобы его работа не превратилась в подобие детской игры "один лишний" - когда участников заведомо больше, чем стульев. В том смысле, что при установке знаков, запрещающих парковку, городские власти обязаны организовать законные парковочные места в центре.

Что-то уже делается. Дополнительные места в центре изыскиваются в основном за счет строительства капитальных парковок - к 2016 году их прибавится на 35 тысяч машино-мест. С 1 августа начнется тестирование системы платной парковки в центре. А с 1 января 2013 года, как уже писала "РГ", поставить машину на парковку в пределах Бульварного кольца можно будет только за деньги. Некоторые машино-места будут стоить от 50 рублей в час, а некоторые - и 3 тыс. рублей за 15 минут.

Кстати

С 1 июля меняются и правила работы эвакуаторов. По федеральному закону они получают право убирать с проезжей части автомобили не только в тех местах, где они мешают проезду, но и в зоне действия знаков "Стоянка запрещена" и "Стоянка и остановка запрещены". Впрочем, в Москве до сих пор не определены ни места хранения эвакуированных автомобилей, ни стоимость этой "услуги". В департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры корреспонденту "РГ" сообщили, что соответствующий законопроект разрабатывается и пока в Мосгордуму не поступал. А до тех пор, пока не появится новый документ, эвакуаторы будут работать по прежним правилам.

Цифра

50 тысяч водителей ежедневно паркуются с нарушениями в центре Москвы.