Правительство Курганской области не выделит деньги на обновление спецтехники

Правительство Курганской области не поддержало предложение руководителей предприятий автотранспорта и дорожного хозяйства о выделении 100 миллионов рублей из дорожного фонда на обновление спецтехники.

- Предприятия дорожной отрасли - это коммерческие организации. Обеспечение их хозяйственной деятельности осуществляется за счет доходов, в том числе от размещения государственных (муниципальных) заказов на выполнение дорожных работ. Согласно действующему законодательству обеспечение дорожных предприятий техникой к полномочиям субъектов РФ и муниципальных образований не относится, - пояснил позицию властей первый заместитель губернатора Александр Бухтояров.

Чиновники полагают, что подобная господдержка создаст почву для коррупции и породит иждивенчество среди предприятий дорожной отрасли. К тому же такой подход в корне противоречит принципам конкурентности и не способствует снижению стоимости дорожных работ и привлечению внебюджетных инвестиций в эту сферу. Так что предприятиям рекомендовано самостоятельно обновлять технику, используя рыночные механизмы.

У инициаторов предложения позиция областного руководства вызвала недоумение. Действительно, почти все дорожные предприятия, за исключением трех, акционировались, но владельцем имущества по-прежнему является область. В связи с этим, считают директора, власти должны быть кровно заинтересованы в обновлении парка машин, степень износа которых составляет 70-80 процентов. Не секрет, что из-за многолетнего недофинансирования отрасли большая часть дорог области не соответствует требованиям стандартов. Из-за отсутствия спецтехники дорожники не укладываются зимой в нормативы по уборке и очистке трасс от снега и наледи, за что платят крупные штрафы. К сожалению, признают руководители, сами они не в состоянии приобрести технику. На машины, необходимые для строительства и ремонта автотрасс, денег еще наскребают - чаще всего их покупают с помощью кредитов и лизинга, а на содержание объектов средств катастрофически не хватает. Например, в Каргапольском районе дорожники вынуждены работать на чужих машинах. В прошлом году расходы на оплату привлеченной техники составили свыше десяти миллионов рублей.

- Автогрейдер стоит 3,7 миллиона, КДМ (комбинированная дорожная машина) - около 1,5 миллиона, дорожный трактор - почти миллион, итого на технику для содержания дорог только одному предприятию нужно более шести миллионов рублей, - подсчитал президент некоммерческого партнерства "Кургандортранс" Николай Косюк. - Между тем, по данным профильного департамента, все акционерные общества транспортной отрасли региона получают в год порядка 3-4 миллионов рублей прибыли.

По его словам, в этом году впервые благодаря созданию дорожного фонда появилась надежда на улучшение ситуации в дорожном хозяйстве, а следовательно, на снижение транспортных расходов и повышение безопасности перевозок. Эту возможность надо использовать. Причем хорошо бы принять среднесрочную программу обновления дорожной техники и ежегодно выделять по 100 миллионов, чтобы минимальный набор необходимых машин был на каждом предприятии. Как считает Косюк, дорожный фонд с капитализацией 2,3 миллиарда рублей вполне позволяет это сделать.

Что касается подозрений в коррупции, то они, по мнению дорожников, безосновательны: закуп техники будет происходить по аукциону, а распределение - через главное управление автомобильных дорог Курганской области.

Спорный вопрос вынесли на обсуждение в комитете по экономической политике облдумы. Депутаты подошли к его решению не столь категорично, как чиновники из правительства. Большинство готово поддержать дорожников. Правда, заминка вышла с механизмом передачи техники: ни областные ГУПы, ни ОАО не имеют права напрямую получать бюджетные деньги и покупать машины, только через торги. Теоретически есть возможность передать их акционерному обществу в счет увеличения уставного капитала. Однако это довольно сложная и длительная процедура, подчеркивает заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений области Владимир Панюшкин. Необходимо будет проводить допэмиссию ценных бумаг, внести изменения в устав. При передаче в аренду тоже придется проводить аукцион, и еще не факт, что в результате техника достанется тому, кто больше всего в ней нуждается. Ведь в торгах могут принять участие, например, иногородние предприятия, что они активно и делают.

Окончательно решить вопрос о выделении денег на дорожные машины должна областная Дума. Но его обсуждение продолжится уже на осенней сессии.

Мнение

Владимир Бажутов, директор предприятия по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, депутат Курганской областной Думы:

- Во многих регионах, где есть аналогичные проблемы, уже нашли выход из ситуации. Например, администрация Липецкой области издала специальное постановление об утверждении порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда области. В документе отдельной строкой предусмотрены расходы на приобретение дорожно-строительной техники. Думаю, нам стоит присмотреться к опыту других субъектов РФ.