Сегодня, когда возраст уже дает о себе знать - Юрий Евгеньевич передвигается с трудом, превозмочь недуги помогают прекрасное чувство юмора, жизнелюбие и цветущая молодая жена.
Российская газета: Юрий Евгеньевич, как вы познакомились со своей будущей супругой?
Юрий Ащепков: В 2001 году я создал вокальную группу "Встреча", и это название стало пророческим, поскольку там я встретил своего друга и жену - Надежду Крылову. Благодаря этой встрече появились очень много хорошей музыки и наконец-то - исполнитель этой музыки. В 2006 году вышел наш первый альбом песен и романсов "Сон наяву". В ближайшее время мы планируем выпустить свой второй альбом. Надежда много сил и энергии отдает нашему совместному творчеству. Она принимает участие в концертных программах Новосибирской филармонии, в организации концертов и презентаций наших песен.
РГ: Творчество каких композиторов для вас наиболее близко?
Юрий Ащепков: Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Шопен, Шуман, Глинка, Чайковский, Рахманинов...
РГ: Есть ли у вас какая-либо система при написании музыки?
Юрий Ащепков: Я всего лишь карандашик, который записывает музыку. А кто будет помнить про карандашик? Будут вспоминать не меня, а мою музыку. Нет у меня каких-либо систем. У меня есть музыка, которая кому-то покажется гениальной, а кому-то - бредом. И те и другие будут правы. Лично для меня однозначным бредом является авангард. Авангардисты уходят в какие-то внутренние, выдуманные ими конфликты, вместо того чтобы помогать людям найти истину. Настоящее высокое искусство всегда помогало найти людям истину, а авангард всегда уводил людей от этого.
РГ: Кто из современных музыкантов, на ваш взгляд, представляет лицо сибирской музыки?
Юрий Ащепков: Из уже ушедших композиторов для меня это Аскольд Муров, Андрей Новиков, Михаил Невитов, Анатолий Дериев, который писал великолепную музыку для детей. Из ныне здравствующих - Юрий Юкечев, Юрий Шибанов, из более молодых - Андрей Попов, Сергей Кравцов, Оксана Сереброва, Борис Лисицин, который живет сейчас в Сан-Франциско.
РГ: Недавно вышел документальный фильм под названием "Белый остров", посвященный известному писателю, востоковеду Юрию Михайловичу Ключникову. Вы написали к этому фильму музыку. Почему именно к нему?
Юрий Ащепков: Меня вдохновил цикл картин под названием "Россия Небесная" Лилии Ивановны Ключниковой, супруги Юрия Михайловича. В этом цикле - четырнадцать картин. На каждой картине изображены церкви, которые находятся на небесах. В итоге я написал четырнадцать музыкальных отрывков для каждой их этих картин.
РГ: Что из вашего творчества вам наиболее дорого? Расскажите более подробно о ваших последних произведениях. И есть ли в вашем творчестве произведения особо любимые вами?
Юрий Ащепков: Мне кажется, что каждое мое последующее произведение лучше, чем предыдущее. Пережевывать старые произведения неинтересно. Хочется найти что-то новое, выбрать самое лучшее. Знаете, чем любитель отличается от профессионала? Любитель считает каждое свое произведение гениальным. А у профессионала есть всегда критерий отбора. На самом деле я очень хорошо отношусь к дилетантам. Я даже рад, что сейчас каждый любитель может писать музыку. Но у меня очень жесткие требования к профессионалам, так как "композитор" - это очень ответственное слово. Настоящий композитор - это тот кто трудится день и ночь.
РГ: Однажды вас назвали "гибридом" Матросова и Гете. Почему?
Юрий Ащепков: Я пишу музыку для России, и воспитан в духе любви к своей Родине. Матросов для меня является символом самопожертвования. А перед Гете я преклоняюсь потому, что это человек безграничного интеллекта. Показательна в этом смысле история о том, как Жуковский, побывав у него в гостях, вдохновился на создание поэтических произведений, основанных на славянских мифах, и стал писать баллады. И, в свою очередь, стал учителем Пушкина.
Досье "РГ"
Юрий Ащепков родился 18 июня 1942 г. в городе Новосибирске, в семье архитектора, музыканта и художника Евгения Ащепкова. В 1968 году закончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, а в следующем году стал членом Союза композиторов России. С 1969 по 1991 год работал педагогом в Новосибирской консерватории.