Обозреватель "СОЮЗа" провела несколько дней на съемочной площадке и узнала несколько секретов закулисной кухни съемок.
Кабинет майора Волочаева снимали на киностудии "Беларусьфильм". Его оборудовали в административной части студии, поэтому сотрудники то и дело пытались ворваться в кадр по служебной надобности, нарушая тем самым съемочный процесс. А сцена в кадре была самая напряженная. Майор Волочаев допрашивает Харальда. Сотруднику полиции только что поступила оперативная информация, согласно которой Харальду по паспорту уже более ста лет. Очевидно, что биологический возраст этого историка (под таким прикрытием Харальд работает в России) не соответствует тому, как он выглядит. В кадре Волочаев пытается расколоть Харальда, но тот не поддается. Видимо, сказывается вековой опыт, накопленный еще с начала позапрошлого столетия. Домогарову-Харальду приходится во время допроса применить силу, он хватает смертельным захватом дознавателя за горло. Зато вне съемочной площадки Домогаров и Смоляков общаются, как лучшие друзья, и подшучивают над гениальностью друг друга.
Время настигнет беглеца
Режиссер Карен Оганесян рассказал, что ему интересно работать на стыке жанров - психологической драмы и фантастики. Главного героя - Харальда - он характеризует как "человека, который предал всех и вся, получил вечную жизнь, а та оказалась ему не нужна".
Задача, которую режиссер поставил перед Александром Домогаровым, состоит в том, чтобы отразить необычный внутренний мир Харальда: человека, который очень давно живет на свете и остается в своем особом времени и пространстве, несмотря на то, что мир вокруг него меняется. По сути, Домогарову приходится играть аллюзию на доктора Фауста, ведь по сюжету инъекции эликсира вечной жизни нужно делать раз в десять лет, а если ее пропустить, то время настигнет беглеца: человек состарится в минуту и умрет.
- Харальд поставил себе цель - прервать цепь зла, которая идет за ним всю его долгую жизнь, - рассказывает Александр Домогаров. - Заплатить за "искупление", потому что вечной жизни не бывает и за все ждет расплата. Он понимает, что цена эта высока: расплачиваться приходится детьми, внуками, близкими. Вечная жизнь приводит его к пониманию того, что он всех потерял и остался один. Харальд выясняет, что, оказывается, у него живет правнук, которого он никогда не видел. Думаю, никому бы не захотелось увидеть, что его потомки остались без помощи родных и ведут неправильную жизнь. И осознать, что если бы он был с ними рядом тот срок, который отпущен Богом, то судьба их сложилась бы по-другому.
Александр Домогаров вместе с режиссером Кареном Оганесяном придумал для Харальда ряд характерных черт, которые делают персонаж узнаваемым и реалистичным.
- Может быть, они не сразу читаются зрителем, не с первой минуты понятно, почему с героем происходят странные физиологические изменения, но все раскроется в финале картины, - говорит Домогаров. - Были и находки, которые, увы, не прижились. Я пробовал говорить с немецким акцентом, но понял, что для того, чтобы акцент стал натуральным, нужно было нарабатывать его полгода. Не хватило подготовки и от этой идеи отказались.
Самые неприятные моменты съемок, которые вспоминаются Александру Домогарову, это дни, когда приходилось работать в интерьерах.
- Однажды Карен Оганесян сказал: "У меня такое ощущение, что снимаем сериал", - вспоминает актер. - Несколько дней нам приходилось работать в гостинице: подъехал на такси, вышел из такси, прошел по коридору, взял ключ, положил ключ, и так - два дня каторжных работ. Что касается больших и драматических сцен - то снимаюсь в них с удовольствием: можно придумывать, импровизировать.
Молодость или золото?
Персонаж Даниила Страхова Шульц поневоле помогает Харальду разыскать заброшенный бункер, в котором нацисты проводили свои опыты и в котором сохранились капсулы с сывороткой вечной жизни. "Черный археолог" Шульц успел побывать в местах не столь отдаленных, что, по мнению Даниила Страхова, не делает его отрицательным персонажем.
- Попал он в тюрьму безвинно, благодаря навету майора Волочаева, - рассказывает Даниил Страхов. - Зарабатывает на жизнь тем, что продает ценные артефакты, найденные им на месте археологических раскопок. А персонаж Александра Домогарова ищет источник вечной жизни, но не к этому стоит стремиться, ведь все современные научные изыскания на эту тему с точки зрения разума и вечности - путь в никуда. Харальд пробыл на этом свете не один десяток лет и осознал, что кайф - не в продолжительности жизни, а в ее наполнении, в том смысле, которым наделяет свою жизнь каждый человек.
Шульц - единственный в истории, у кого есть любовная линия. Партнершей Страхова выступает Юлия Пересильд, которая играет журналистку Риту. Даниил Страхов и Юлия Пересильд вместе задействованы в театральной постановке "Варшавская мелодия", а вот на съемочной площадке они, к обоюдному удовольствию, встретились впервые.
Пожалуй, единственный персонаж, который в этой мистической истории занимается делами обыденными, - это дознаватель майор Волочаев в исполнении Андрея Смолякова.
- Как всякий представитель правоохранительных органов, он борется за правду, но ничто человеческое ему не чуждо. Волочаев поддается искушению: ищет самолет с золотом, о котором ему некогда рассказал дед. Мой герой немного комичен, смешон, но он и самый практичный персонаж этой истории, потому что ищет то, с чем можно жить, а жить можно только с золотым запасом, - шутит Андрей Смоляков.
Детали в кадре
Художники-постановщики фильма "Зоннентау" стараются, чтобы артефакты в кадре выглядели натуральными. Так, главному герою Харальду придумали кольцо, в основу дизайна которого легли изображения перстней нацистских лидеров и символика времен Третьего рейха. Перстень этот с секретом: хозяин поворачивает верхушку, после чего на нижней части кольца появляется игла. Рукопожатие - один укол собеседника, - и оппонент впадает в гипнотический транс.
Бункер с капсулами вечной жизни оборудовали в настоящем военном бункере, построенном в Минске по немецкому проекту в 1936 году. Сейчас над объектом расположен банк, но внутри все осталось нетронутым. Декораторы воссоздали в помещении футуристическую обстановку, в которой, однако, читаются и черты прошлого времени. По словам Карена Оганесяна, построить "будущее в прошлом" было нелегкой задачей: пришлось пересмотреть много фотографий военного времени, чтобы представить, как в сороковые годы прошлого века могли выглядеть фантастические капсулы, передовое медицинское оборудование. Так, было придумано, что инъекции сыворотки вечной жизни осуществляются при помощи особого инкрустированного разными металлическими склейками шприца, игла которого представляет собой острую гребенку.