В Уфе обсудили перспективы гастрольной деятельности

Театральные деятели, которые съехались в Уфу на совещание, уверены, что необходимо возрождать гастрольную практику.  К такому выводу директоров и режиссеров подтолкнули итоги проекта "Театральный перевал", который проходил в июне в Уфе, Челябинске, Кемерово, Томске, Новокузнецке и Тюмени.

Общий экономический итог, по словам руководителя проекта Сергея Медного, оправдал надежды - в сумме все театры заработали 13 миллионов рублей. Ни один не остался в минусе.

Что же касается творческой стороны, то следует признать: не все показанное соответствовало строгим критериям художественности и профессионализма. Например, наряду с блестящими спектаклями Кемеровского драмтеатра уфимцы посмотрели не лучшие образцы искусства (за редким исключением) их коллег из Томска и Новокузнецка. С другой стороны, они получили возможность оценить профессиональный уровень не только этих коллективов, но, на их фоне, и родного уфимского.

- Возможно, не все получилось так, как хотелось бы. Но это бывает на начальном этапе. Несмотря на все наши старания, на сцены проникает пошлость. И если мы говорим о том, что пропагандируем культуру и ответственны перед зрителем, то нам необходимо научиться говорить друг другу правду, - высказал свое мнение художественный руководитель Государственного академического русского драмтеатра Республики Башкортостан Михаил Рабинович. - "Театральный перевал" дает нам возможность понять, где мы ошибаемся, куда идем. Это интересный и необходимый проект. Хотелось бы, чтобы вместе с силой он набирал и качество.

Чтобы впредь в гастрольных афишах не оказалось низкопробных постановок, директора и художественные руководители театров договорились создать экспертный совет из ведущих театральных критиков страны. Он будет отсматривать спектакли и рекомендовать их к показу в других городах.

Напомним, что в ходе "Театрального перевала" каждый из шести коллективов посетил три города и показал пять взрослых спектаклей и один детский, которых нет в репертуаре принимающей стороны. Таким образом, зрители увидели 192 новых постановки. Получились настоящие театральные каникулы.

- Для творческих коллективов важны новые эмоции, - отметила директор Челябинского драматического театра Елена Петрова. - Физически, конечно, им пришлось нелегко: день на переезд, ежедневно утром и вечером спектакли. Артисты устали, вернувшись в Челябинск, кричали: "Ура, наконец-то мы дома!" Но уже наутро вспоминали гастроли с удовольствием. Ведь так приятно, когда тебя встречают полные залы, внимательные и благодарные зрители, аплодируют стоя. Это дает мощный импульс для дальнейшей работы. Одно дело - выходить на сцену к "своей" публике и совсем другое - встречаться с новой.

Ее коллега Сергей Осинцев из Тюменского драмтеатра добавил, что такие выезды особенно важны в условиях, когда гастрольная деятельность фактически замерла.

- Прием везде были шикарный. Мы заработали три миллиона рублей, чего не смогли бы сделать в своем городе на этом же репертуаре. Жаль только, что нам самим не удалось увидеть спектакли, которые шли на нашей сцене, - сказал Осинцев.

Он также отметил прекрасную логистику гастролей. Проблем с переездами, размещением в гостиницах и с другими прозаическими моментами, определяющими настроение творческих людей, не было.

Руководитель Псковского драмтеатра имени Пушкина Татьяна Комиссаровская рассказала, что в их городе с населением в 170 тысяч человек зрителей немного. Они приходят на спектакли всего пару раз. Для постановки новых спектаклей и самостоятельных гастролей средств совершенно нет. Годовой бюджет театра всего 12 миллионов. Поэтому участие в таких проектах, как "Театральный перевал" она считает очень полезным.

Директор Брянского ТЮЗа Владимир Аверин (к слову, уроженец Уфы) сообщил, что по географическому положению, которое занимает Брянск, театру проще ездить в соседнюю Беларусь или Украину, чем выбираться в Россию. Между тем хочется продемонстрировать свое творчество российскому зрителю.

Впрочем, руководитель Самарского драмтеатра имени Горького Вячеслав Гвоздков убежден, что пока государство не вернется к нормальной гастрольной политике, не пересмотрит существующие нормативы, ничего не произойдет. Тем не менее участники фестиваля солидарны в том, что гастрольную деятельность, пусть и в таком формате, необходимо развивать. Ею планируется охватить 682 российских театра.

Кстати

Руководитель продюсерского центра Сергей Медный анонсировал новый проект. Он посвящен 150-летию Константина Станиславского и пройдет в следующем году в два этапа. Финал под названием "Не верю!" состоится в мае-июне 2013 года в городах, которые, по словам Медного, способны принять у себя 3-4 российских театра.